 |
ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20 августа 2007 г. № 2-2-19/681
ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Министерство по налогам и сборам направляет разъяснения по актуальным вопросам, возникающим у плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения» (далее - Указ № 119). Информация направляется для руководства в работе и оперативного информирования подведомственных инспекций МНС.
1. Необходимо ли плательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения в соответствии с Указом № 119 «Об упрощенной системе налогообложения», уплачивать арендную плату за землю.
В соответствии с пунктом 6 Положения об упрощенной системе налогообложения, утвержденного Указом № 119 «Об упрощенной системе налогообложения» (далее - Положение), уплата налога при упрощенной системе заменяет уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные фонды, за исключением перечисленных в пункте 7 настоящего Положения.
Арендная плата за землю является гражданско-правовым платежом, поскольку условия аренды земельного участка и размер арендной платы, сроки ее внесения определяются по соглашению сторон и закрепляются в договоре (статья 46 Кодекса Республики Беларусь «О земле»).
На основании статьи 8 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь земельный налог относится к республиканским налогам, в то время как арендная плата за землю в данном перечне отсутствует.
Соответственно, вопросы внесения арендной платы за землю находятся в сфере регулирования гражданского законодательства, а не налогового, следовательно, арендная плата за землю к числу налоговых платежей не относится.
Таким образом, поскольку арендная плата за землю не является налогом, сбором (пошлиной), ее уплата плательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения в соответствии с Указом № 119, должна производиться в общеустановленном порядке.
2. Что является налоговой базой для организации-комиссионера, осуществляющей деятельность по договорам комиссии и применяющей упрощенную систему налогообложения в соответствии с Указом № 119.
В соответствии с пунктом 10 Положения налоговой базой признается валовая выручка, определяемая как сумма выручки, полученной за налоговый период организациями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, и доходов от внереализационных операций.
На основании статьи 880 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
При выполнении работ (оказании услуг) по договорам комиссии комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение в размере и порядке, установленных в договоре комиссии.
Таким образом, организация, выступающая по договору комиссии в качестве комиссионера и реализующая по поручению комитента товары, при применении упрощенной системы налогообложения в валовую выручку включает суммы комиссионного вознаграждения.
3. Включается ли в налоговую базу и подлежит ли налогообложению по упрощенной системе налогообложения сумма выручки от реализации по товарам (работам, услугам), отгруженным до 01.07.2007, полученная организацией после перехода (с 01.07.2007) на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Указом № 119.
На основании пункта 10 Положения налоговой базой при упрощенной системе налогообложения признается валовая выручка, определяемая как сумма выручки, полученной за налоговый период организациями и индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, и доходов от внереализационных операций.
В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 № 181, выручка от реализации - денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договором.
Таким образом, общая сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученная организацией после перехода на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Указом № 119, включается в налоговую базу и подлежит налогообложению по данной системе.
Для организаций, применяющих упрощенную систему и уплачивающих налог на добавленную стоимость, сумма налога на добавленную стоимость, предъявленного покупателям и оплаченного покупателями товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включается.
В соответствии с пунктом 11 статьи 12 Закона Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» при изменении порядка исчисления налога (изменение объектов налогообложения, налоговой базы, ставок) новый порядок исчисления применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, отгруженных и оплаченных полностью с момента изменения порядка исчисления налога.
Таким образом, если организация после перехода с 01.07.2007 на упрощенную систему налогообложения не уплачивает НДС, при получении выручки от реализации товаров, отгруженных до 01.07.2007, а оплаченных после 01.07.2007, уплачивается налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке и при расчете налога при упрощенной системе налогообложения данные суммы НДС в налоговую базу не включаются.
4. Включаются ли в налоговую базу при исчислении налога при упрощенной системе налогообложения у арендодателя полученные от арендатора суммы возмещаемых затрат по коммунальным платежам, эксплуатационным расходам.
Арендодатель, приобретая коммунальные, эксплуатационные услуги, стоимость которых подлежит возмещению арендатором, имеет обязательство перед их продавцом по оплате указанных услуг.
Поскольку при возмещении арендатором сверх арендной платы приобретенных арендодателем коммунальных, эксплуатационных услуг реализации не происходит, то налоговая база у арендодателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, не увеличивается на суммы, возмещаемые арендатором.
5. В какой срок организации и индивидуальные предприниматели, претендующие на применение упрощенной системы со дня их государственной регистрации, должны подать в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с подпунктом 2.3 Указа № 119 «Об упрощенной системе налогообложения» организации и индивидуальные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию после вступления в силу настоящего Указа, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения со дня их государственной регистрации с соблюдением требований, определенных в пунктах 19 и 21 Положения, утвержденного Указом № 119.
Согласно пункту 21 Положения организации и индивидуальные предприниматели, претендующие на применение упрощенной системы со дня их государственной регистрации, в течение 10 рабочих дней со дня этой регистрации подают в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему, содержащее сведения о списочной численности работников организации.
Пунктом 36 Декрета Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» у
Беларусь
|
 |