обязательно подпись уполномоченного лица и круглая печеть
Беларусь
"Анонимно"08.08.2007 11:21:29
не обязательно
Беларусь
"Анонимно"08.08.2007 13:27:24
Еще есть варианты?
Беларусь
"Анонимно"08.08.2007 13:28:22
Незнаю:))
Беларусь
Марина08.08.2007 13:33:07
Вопрос: В каких случаях и на каких документах необходимо ставить круглую (гербовую) печать? Каков порядок использования овальных, треугольных и т.п. штампов, печатей? Пользователи СС «КонсультантБухгалтерБелорусскийВыпуск»
Ответ: Прежде всего разграничим понятия «круглая печать» и «гербовая печать». Под «гербовой печатью» понимается печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь. Согласно ст. 10 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 г. N 301-З «О государственных символах Республики Беларусь» изображение Государственного герба Республики Беларусь помещается на печатях, угловых штампах государственных органов и организаций. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона Республики Беларусь от 18.07.2004 г. N 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь имеют и частные нотариусы. Негосударственные организации имеют в одном экземпляре простые печати круглой формы, изготавливаемые в соответствии с требованиями Инструкции о порядке открытия и функционирования штемпельно-граверных предприятий (участков), изготовления, учета, хранения и уничтожения печатей и штампов, утвержденной Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 25.09.2000 г. N 157 (далее - Инструкция N 157). Согласно п. 34 Инструкции N 157 юридические лица для структурных подразделений имеют право изготавливать простые печати (для секретариата, канцелярии, спецчасти, кадровых, финансовых, административно-хозяйственных и других подразделений) для осуществления операций, входящих в их компетенцию, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Именно для простых печатей (круглой формы и для структурных подразделений) предусмотрен особый порядок хранения и учета (п. 61 Инструкции N 157). Кроме указанных печатей юридическое лицо вправе иметь печати, в тексте которых отсутствует наименование юридического лица, угловые, прямоугольные, треугольные и овальные штампы. Как правило, термин «печать организации (юридического лица)» используется в значении «простая печать круглой формы» (для негосударственных организаций). Для ответа на вопрос об обязательности скрепления печатью подписей сторон договора следует обратиться к общим нормам Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) о форме договора (ст. 404) и форме сделок. Согласно п. 1 ст. 161 ГК сделка в простой письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами. Законодательством и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и др.), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований. Если такие последствия не предусмотрены, применяются последствия несоблюдения простой письменной формы сделки. То есть скрепление подписей сторон договора печатями является обязательным только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством либо соглашением сторон. Согласно подп. 2.3.13 Примерной инструкции по делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь, утвержденной Приказом Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 23.05.1995 г. N 13, в качестве реквизита организационно-распорядительного документа печать необходима на документах, требующих удостоверения их юридической силы. Проставление печати необходимо во всех случаях удостоверения прав, свобод и обязанностей физических и юридических лиц, при санкционировании расходования денежных средств и материальных ценностей. К организационно-распорядительной документации относятся постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты и др. (СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»). В Общегосударственном классификаторе ОКРБ 010-95 «Унифицированные документы» наряду с системой организационно-распорядительной документации выделены системы первичной и отчетной бухгалтерской документации, расчетно-денежной документации, отчетно-статистической документации и др. Утвержденные нормативными правовыми актами формы документов (прежде всего, по различным видам отчетности: налоговой, статистической и т.п., типовые формы справок, типовые договоры и др.) содержат такой реквизит, как «М.П.», расположенный рядом с реквизитом подписи должностного лица. В законодательстве отсутствует единая трактовка данного обозначения. Исходя из практики делового оборота можно сделать вывод о том, что «М.П.» - это реквизит, обозначающий место печати организации. Причем если типовая форма документа предусматривает подпись руководителя организации, то ее следует скреплять простой печатью организации круглой формы, а не печатью структурного подразделения. Исходя из положений ст. 9 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 г. N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» печать организации не является обязательным реквизитом первичного учетного документа. На необходимость печати может указывать соответствующая ссылка в альбомах унифицированных форм учетных документов или отдельных бланках первичных учетных документов. Например, утвержденные Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.12.2003 г. N 168 типовые формы актов о приеме, передаче, списанию основных средств, о приеме нематериальных активов содержат такой реквизит, как печать (М.П.). Требование о проставлении печати (скреплении подписи печатью) организации содержится в ряде нормативных правовых актов, среди которых можно отметить: - п. 5 ст. 186 ГК (доверенность от имени юридического лица); - п. 1 ст. 803 ГК (печати товарного склада на двойном складском свидетельстве); - п. 2 ст. 67 Закона РБ от 22.07.2002 г. N 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (документы, являющиеся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, из которых явствует волеизъявление юридического лица); - п. 44 Правил открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь, утвержденных Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2000 г. N 24.12 (карточка с образцами подписей и оттиска печати); - п. 5-1 Инструкции о банковском переводе, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 г. N 66 (расчетные документы (платежные инструкции); - п. 27, 52 Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2005 г. N 112 (заявка на покупку, продажу (конверсию) валюты); - ч. 1 п. 11 Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15.11.1999 г. N 673 (копии и выписки из документов, представляемые работникам контролирующих органов); - п. 19 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2005 г. N 565 (книги регистрации заявлений и списки учета граждан, нуждающихся в улучше
Беларусь
Марина08.08.2007 13:34:27
- п. 4 Правил ведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий), утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2001 г. N 248 (книга учета проверок); - п. 18, 38, 45 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 09.03.1998 г. N 30 (сведения о работнике при заполнении трудовой книжки и изменение записей на первом (титульном) листе, а при увольнении - сведения о работе, наградах и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы); и др. В отдельных случаях допускается проставление на документах оттиска, или печати, или штампа, т.е. признается их взаимозаменяемость. Например: - отметки о прибытии и выбытии в командировочном удостоверении заверяются печатью (штампом) с наименованием организации, в которую был командирован работник (п. 11 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.04.2000 г. N 35); - печати (штампы) грузоотправителя и грузополучателя в товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, печать (штамп) отправителя в товарной накладной формы ТН-2 (Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 14.05.2001 г. N 53 «Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и Инструкций по их заполнению»); - печать (штамп) продавца в счете-фактуре по НДС формы СФ-1 и реестре документов к нему (Инструкция о порядке заполнения счета-фактуры по налогу на добавленную стоимость формы СФ-1, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 05.06.2003 г. N 91); - при реализации товаров по розничным ценам указанные по требованию покупателя в документах ставка и суммы НДС заверяются печатью или штампом продавца (п. 7 ст. 14 Закона Республики Беларусь от 19.12.1991 г. N 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость»). Оба приведенных перечня не являются исчерпывающими.
Е.П.КУЗЬМИНИЧ Центр бухгалтерской аналитики 22.02.2007
Copyright: (C) ООО «ЮрСпектр», 2007 Исключительные имущественные права на данный авторский материал принадлежат ООО «ЮрСпектр»