Приобрели ПЭВМ, состав:системный блок, клавиатура,мышь, монитор.Оприходован как объект ОС.Вопрос:Какую инвентарную карточку необходимо заводить ОС-6 либо ОС-6а(группового учета объектов ОС). Заранее спасибо.
Вопрос: Правомерно ли учитывать в бухгалтерском учете предприятия как отдельные объекты основных средств системные блоки, мониторы, а также покупаемые взамен старых винчестеры, материнские платы, приводы CD-RW + DVD?
Ответ: Согласно Временному республиканскому классификатору основных средств и нормативных сроков их службы, утвержденных Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21.11.2001 г. N 186 (далее - Временный классификатор основных средств), комплексы и машины вычислительные цифровые, персональные ЭВМ учитываются под шифром 48021, которому соответствует нормативный срок службы 5,0 лет. В комплектацию персональных ЭВМ, включая серверы, в максимальном случае входят: монитор, системный блок (процессор, ОЗУ, НЖМД - жесткий диск, материнская плата, адаптер, НГМД - дисковод, СD-Rom, CD-RW, DVD-Rom), «мышь», коврик, клавиатура. Все периферийные устройства персональных ЭВМ (принтеры, источники бесперебойного питания, сканеры, плоттеры, модемы и др.), шифр 48003, а также сеть с сетевыми устройствами учитываются отдельно. Согласно Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 г. N 118 (далее - Инструкция N 118), единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект основных средств, то есть объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, а также обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Таким образом, поскольку системные блоки и мониторы не могут по раздельности выполнять свои функции, они являются составными частями компьютера и их следует учитывать в составе компьютера. В то же время на практике имеют место ситуации, когда отдельно системные блоки (или мониторы) имеются у предприятия по договорам аренды, безвозмездного пользования, использования личного имущества в служебных целях, составляемым чаще всего со своими работниками. В этом случае следует иметь в виду норму п. 4 Инструкции N 118, согласно которой в случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный нормативный срок службы и / или срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Следовательно, в случае наличия у предприятия отдельно системных блоков (или мониторов) по договорам аренды, безвозмездного пользования, использования личного имущества в служебных целях возможен учет соответствующего количества имеющихся в собственности предприятия мониторов (или системных блоков) как отдельных объектов основных средств. Согласно Инструкции о порядке бухгалтерского учета основных средств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2001 г. N 127 (далее - Инструкция N 127), аналитический пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерией организации на инвентарных карточках учета основных средств (форма ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств», утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.12.2003 г. N 168). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Если инвентарный объект включает отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей. Полученные по договору аренды основные средства могут числиться у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем, и учитываются за балансом. Для осуществления забалансового учета указанных объектов в бухгалтерии арендатора рекомендуется также открывать инвентарные карточки. Таким образом, в этом случае, в бухгалтерии предприятия будут открыты две инвентарные карточки. Что касается приобретаемых винчестеров, материнских плат, приводов CD-RW + DVD, то они являются запасными частями и учитываются по дебету счета 10 «Материалы» субсчет «Запасные части». При приобретении запасных частей производятся записи: Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т 51 «Расчетный счет» - произведена оплата за запасные части; Д-т 10 «Материалы» субсчет «Запасные части» К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - получены запасные части; Д-т 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на сумму НДС по полученным запчастям. Если комплектующие приобретаются взамен неисправных комплектующих частей с аналогичными характеристиками, то их следует рассматривать как ремонт. В соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством экономики Республики Беларусь 26.01.1998 г. N 19-12/397, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30.01.1998 г. N 01-21/8, Министерством финансов Республики Беларусь 30.01.1998 г. N 3 и Министерством труда Республики Беларусь 30.01.1998 г. N 03-02-07/300 (далее - Основные положения по составу затрат), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты на обслуживание производственного процесса, в том числе по поддержанию основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение текущего, среднего и капитального ремонтов). Руководствуясь Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.05.2003 г. N 89 (далее - Типовой план счетов), в бухгалтерском учете производится запись: Д-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на реализацию» К-т 10 «Материалы» субсчет «Запасные части» - списаны запасные части на ремонт. Приемка законченных работ по ремонту оформляется актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма ОС-3). В случае если их приобретение связано с доукомплектованием еще не введенного в эксплуатацию объекта основных средств, стоимость данных комплектующих относится в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» с дальнейшим отнесением на счет 01 «Основные средства» в составе компьютера: Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» К-т 10 «Материалы» субсчет «Запасные части» - запасные части отнесены на вложения во внеоборотные активы; Д-т 01 «Основные средства» К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» - ввод компьютера в эксплуатацию на основании акта о приеме-передаче объекта основных средств по форме ОС-1. Если при замене комплектующих происходит улучшение характеристик, то расходы на их приобретение следует рассматривать как модернизацию. Согласно Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Респ
Беларусь
Продолжение14.12.2007 9:04:58
Республики Беларусь от 23.11.2001 г. N 187/110/96/18, модернизация - совокупность работ по усовершенствованию объекта путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта. В процессе проведения модернизации осуществляется замена имеющихся устаревших конструктивных элементов и систем объекта на новые, более эффективные без изменения конструкции и комплектации объекта. В результате проведения модернизации технико-экономические показатели изменяются, конструкция и комплектация не изменяются, ресурс может увеличиться, срок службы может быть пересмотрен, стоимость объекта изменяется. В соответствии с Основными положениями по составу затрат затраты на проведение модернизации оборудования в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются. Согласно п. 24 Инструкции N 127 затраты на модернизацию учитываются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с кредитом счетов 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетов. По завершении модернизации затраты, учтенные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», списываются в дебет счета 01 «Основные средства». Приемка законченных работ по модернизации оформляется актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма ОС-3). Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов основных средств является основанием для внесения соответствующих корректирующих записей в инвентарную карточку этого объекта. Если отражение соответствующих корректирующих записей в инвентарной карточке объекта затруднено, то взамен открывается новая инвентарная карточка (с сохранением ранее присвоенного инвентарного номера) с отражением новых показателей, характеризующих модернизированный объект. В бухгалтерском учете составляются записи: Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» К-т 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. - отражены расходы, связанные с проведением модернизации; Д-т 01 «Основные средства» К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» - списание затрат по модернизации. Если предприятие при модернизации получает комплектующие, то имеет место частичная ликвидация объекта, и их оприходование по цене возможного использования (реализации) можно отразить записями: Д-т 91 «Операционные доходы и расходы» К-т 01 «Основные средства» - произведена частичная ликвидация объекта; Д-т 10 «Материалы» субсчет «Запасные части» К-т 91 «Операционные доходы и расходы» - оприходование материалов при частичной ликвидации.
Заместитель начальника управления методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов А.В.КРУПНОВА
Большое спасибо за подробный ответ на заданный вопрос
Беларусь
"Анонимно"14.12.2007 11:38:15
Посмотрите все вопросы здесь на форуме. И помните , что это всего лишь мнение Крупновой, которая своим мнением всех морочит. И Принтер и монитор и системный блок прекрасно могут работать сами по себе, и ставить их в комплект не обязательно, не зависимо то ли это лизинг, то ли что-то другое.