это не бытовой мусор, а отходы химической прмышленности, и у меня большие сомнения, что в комитете по ценам адекватно воспримут высокую рентабельность. Есть на этот счет какой-нибудь нормативный документ
Беларусь
ОВ30.01.2008 11:28:47
загляну в справ.аналит.программу, если что будет, отвечу
У меня справ.аналит. Главбух-Инфо. По быстрому нашла такую аналитику, в ней есть ссылки на нормативку
ДЛЯ КОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ УСТАНОВЛЕНЫ ПРЕДЕЛЬНЫЕ УРОВНИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ?
Практика показывает, что очень часто при формировании отпускных цен (тарифов) на произведенные товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования приводит в затруднение вопрос о том, какой размер рентабельности законодательство позволяет им предусмотреть в формируемой отпускной цене. Организации-монополисты Прежде всего следует обратить внимание на постановление Совета Министров РБ от 27.02.2003 № 273 (далее - постановление № 273), которым утверждены предельные уровни рентабельности товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых организациями-монополистами на территории Республики Беларусь (далее - предельные уровни рентабельности). Постановление № 273 было принято в целях противодействия завышению цен (тарифов) субъектами хозяйствования, занимающими доминирующее положение на товарных рынках (далее - организации-монополисты). Соблюдать утвержденные постановлением № 273 предельные уровни рентабельности обязаны организации и индивидуальные предприниматели, включенные в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее - реестр монополистов). Отнесение субъектов хозяйствования к категории монополистов осуществляется в соответствии с Инструкцией по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 17.10.2002 № 229. Как отмечено в пп.3 и 4 Положения о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, утвержденного постановлением Минпреда РБ от 07.07.2000 № 13 (далее - Положение № 13), формирование реестра монополистов осуществляется: в Минэкономики - Департаментом ценовой политики. Им формируется перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканском товарном рынке; в областных и Минском городском исполкомах - управлениями ценовой политики. Ими формируются перечни хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках областей и г.Минска. Таким образом, реестр монополистов имеет двухуровневую структуру. Хозяйствующие субъекты, относимые в соответствии с законодательством к субъектам естественных монополий, в реестр монополистов не включаются. Согласно подп.5.8 п.5 Положения о Департаменте ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2006 № 967, формирует и ведет реестр монополистов, а также Государственный реестр субъектов естественных монополий (далее - реестр естественных монополий) Департамент ценовой политики Минэкономики. Реестр монополистов и реестр естественных монополий утверждаются приказами Департамента ценовой политики Минэкономики (приказами управлений ценовой политики исполкомов областей и г.Минска). Например, реестр монополистов республиканского уровня по состоянию на 1 января 2007 г. утвержден приказом Департамента ценовой политики Минэкономики РБ от 09.01.2007 № 01-2007 (д). Реестр естественных монополий формируется в соответствии с Положением о Государственном реестре субъектов естественных монополий, утвержденным постановлением Минэкономики РБ от 29.04.2003 № 98. Перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий перечислен в п.8 названного Положения. Сам реестр субъектов естественных монополий республиканского уровня по состоянию на 1 января 2007 г. утвержден приказом Департамента ценовой политики Минэкономики РБ от 09.01.2007 № 01-2007 (е). Внесение изменений в реестр монополистов (включение хозяйствующего субъекта в реестр, изменение товарной позиции, по которой он включен в реестр, исключение хозяйствующего субъекта из реестра) осуществляется приказами директора Департамента ценовой политики Минэкономики, если хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на республиканском товарном рынке, и приказом начальника управления ценовой политики облисполкома или Минского горисполкома, если хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на местных товарных рынках. Согласно п.10 Положения № 13 данные приказы вступают в силу через 7 дней с момента их принятия. Решение о включении (исключении) хозяйствующего субъекта в (из) реестр(а) монополистов или об изменении его товарной позиции доводится до субъекта хозяйствования Департаментом (управлениями) ценовой политики также в недельный срок (п.11 Положения № 13). Таким образом, при соблюдении указанных сроков на день вступления приказа в силу субъект хозяйствования должен быть о нем проинформирован. Приведенные положения законодательства позволяют сделать вывод, что если организация не получала информацию о включении ее в реестр монополистов, то она может не придерживаться утвержденных постановлением № 273 предельных уровней рентабельности. В то же время в определенных ситуациях предельные уровни рентабельности должны соблюдать не только организации-монополисты. Так, согласно второму абзацу п.2.3 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Минэкономики РБ от 22.04.1999 № 43, по продукции (товарам), изготовленной из давальческого сырья предприятием-изготовителем, включенным в реестр монополистов, отпускные цены, формируемые собственником готовой продукции (товара), не могут превышать уровня, утвержденного в установленном порядке. То есть организация-немонополист должна знать, является ли переработчик ее сырья организацией-монополистом, и если является, то по продукции, изготовленной из этого сырья, сформированная цена не должна превышать цену, установленную организацией-монополистом на такую же продукцию, произведенную ею из своего сырья. Пример 1 ООО «Упаковка» приобрело за 1 760 000 руб. 1 тонну бумаги упаковочной и передало все ее количество Светлогорскому целлюлозно-картонному комбинату (далее - Светлогорский ЦКК) для изготовления из этой бумаги упаковочных мешков. Из переданного количества бумаги изготовлено 10 000 мешков. Стоимость услуг Светлогорского ЦКК по изготовлению такого количества бумажных мешков составляет 750 000 руб. Сумма иных расходов ООО «Упаковка», включенная в себестоимость изготовленных мешков, равна 500 000 руб. С учетом понесенных расходов ООО «Упаковка» сформировала отпускную цену на бумажные мешки следующим образом:
Показатели Сумма, руб. всего на единицу продукции (гр.2 / / 10 000) 1 2 3 1. Стоимость бумаги 1 760 000 176 2. Стоимость услуг переработчика 750 000 75 3. Сумма иных (прямых и косвенных) расходов, включенная в себестоимость изготовленных бумажных мешков 500 000 50 4. Полная себестоимость продукции 3 010 000 301 5. Прибыль (при рентабельности 29%) 87 6. Цена предприятия 388 7. Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог 12 8. Отпускная цена без налога на добавленную стоимость 400
Вместе с тем отпускная цена на такие же мешки, изготавливаемые Светлогорским ЦКК из собственного сырья, сформирована им в размере 360 руб. за единицу. Учитывая, что переработчик включен в реестр монополистов, ООО «Упаковка» должна пересмотреть сформированную цену таким образом, чтобы она не превышала 360 руб. Сделать это можно, снизив либо затратную часть экономического расчета, либо рентабельность. Допустим, ООО «Упаковка» снизила
Беларусь
ОВ30.01.2008 12:08:00
рентабельность до 16%. Тогда расчет отпускной цены будет выглядеть следующим образом:
Показатели Сумма, руб. всего на единицу продукции (гр.2 / / 10 000) 1 2 3
4. Полная себестоимость продукции 3 010 000 301 5. Прибыль (при рентабельности 16%) 48 6. Цена предприятия 349 7. Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог 11 8. Отпускная цена без налога на добавленную стоимость 360
Полезно также знать, что согласно п.2 постановления № 273 в целях стимулирования роста эффективности производства предельные уровни рентабельности не распространяются: на товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые регулируются в соответствии с законодательством (примечание); на новые товары, изготовленные с использованием запатентованного изобретения и нового высокоэффективного производства, созданного специально для выпуска этих товаров, в течение 3 лет со дня постановки их на производство; на товары (работы, услуги), производимые организациями, учредителями которых являются общественные объединения инвалидов, в которых численность инвалидов составляет не менее 50% от списочной численности промышленно-производственного персонала в среднем за период; на новые товары (работы, услуги) в течение года со дня постановки этих товаров на серийное производство. Пример 2 Кричевский завод резиновых изделий разработал и со 2 апреля 2007 г. поставил на серийное производство новый вид резиновой обуви. Отпускная цена на новый товар сформирована с рентабельностью в размере 40% (т.е. выше предельного уровня рентабельности в размере 25%, предусмотренного постановлением № 273 для организаций-монополистов химической и нефтехимической промышленности). На основании п.2 постановления № 273 превышение предельного уровня рентабельности при формировании отпускной цены на новую резиновую обувь допустимо в течение года, в нашем случае - по март 2008 г. Организации, производящие определенные виды продукции (работ, услуг) Предельный норматив рентабельности предусмотрен в некоторых нормативных правовых актах по определенным видам продукции (работ, услуг), в частности: в размере 30%: по аудиторским услугам при проведении обязательной аудиторской проверки (п.3 Инструкции о порядке формирования тарифов на аудиторские услуги, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 30.04.2002 № 94); по услугам по аккредитации, сертификации, государственным испытаниям, поверке средств измерений, определению уровня радиоактивного загрязнения окружающей среды (п.8 Инструкции о порядке формирования тарифов на услуги (работы) по аккредитации, сертификации, государственным испытаниям, поверке средств измерений, определению уровня радиоактивного загрязнения окружающей среды, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 09.02.2004 № 36); по платному обучению в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования (п.2 Инструкции о стоимости платного обучения в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, утвержденной постановлением Минобразования РБ от 20.04.2006 № 38); в размере 25%: по продукции (услугам) военного назначения, в т.ч. поставляемой (оказываемым) по государственному оборонному заказу; если же в себестоимости продукции (услуг) военного назначения удельный вес стоимости покупных материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий составляет свыше 85%, то предельный норматив рентабельности составляет 15% (постановление Совета Министров РБ от 09.06.2006 № 727); по землеустроительным и геодезическим работам, выполняемым по договорам с Государственным комитетом по имуществу, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; если же названные работы выполняются по договорам с гражданами и организациями, финансируемыми из бюджета (бюджетными организациями), то предельный норматив рентабельности составляет 5% (постановление Совета Министров РБ от 18.05.2006 № 632); в размере 20% - по платным медицинским услугам (п.6 Инструкции о порядке формирования и применения тарифов на платные медицинские услуги, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 22.12.2003 № 51). Субъекты хозяйствования, на которых распространяются названные нормативно-правовые акты, обязаны соблюдать установленные этими документами предельные нормативы рентабельности. Организации, производящие лекарственные средства, социально значимые товары (работы, услуги), товары для детей Если субъект хозяйствования производит: лекарственные средства, включенные в перечень, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 16.04.2005 № 403; социально значимые товары (работы, услуги), включенные в перечень, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 18.06.1999 № 943, или в перечень, утвержденный постановлением Минэкономики РБ от 30.11.1999 № 163; товары для детей, включенные в перечень, утвержденный постановлением Минторга РБ и Белорусского республиканского союза потребительских обществ от 01.02.2001 № 5/39, - то при формировании отпускных цен (тарифов) он обязан соблюдать предельные уровни рентабельности и (или) предельные (фиксированные) цены (тарифы), установленные Минэкономики, областными и Минским городским исполкомами. При этом следует руководствоваться: постановлением Минэкономики РБ от 28.03.2007 № 56 «О предельных ценах на социально значимые продовольственные товары»; постановлением Минэкономики РБ от 02.04.2007 № 61 «Об утверждении прейскуранта отпускных цен на лекарственные средства»; Инструкцией о порядке определения, применения и регулирования отпускных цен на лекарственные средства, осваиваемые фармацевтическими предприятиями Республики Беларусь в порядке импортозамещения, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 18.02.2000 № 27; другими постановлениями Минэкономики, решениями областных и Минского городского исполкомов, устанавливающими предельные уровни рентабельности, предельные (фиксированные) цены (тарифы) или порядок формирования цен (тарифов) на указанные виды товаров (работ, услуг).
Беларусь
ОВ30.01.2008 12:09:08
Организации, производящие иные товары (работы, услуги) Субъекты хозяйствования, не подпадающие под действие перечисленных выше нормативных правовых актов, формируют отпускные цены (тарифы), руководствуясь п.2.1 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Минэкономики РБ от 22.04.1999 № 43, а именно включают в формируемую цену (тариф) прибыль в размере, необходимом для воспроизводства, и с учетом качества продукции (работ, услуг), конъюнктуры рынка. Иными словами, такие субъекты хозяйствования могут предусмотреть любой уровень рентабельности. Главное, чтобы производимая ими продукция (выполняемые работы, оказываемые услуги) находила своего покупателя (продавалась). Пример 3 СП «Офисная мебель», не являющееся организацией-монополистом, разработало новую серию офисной мебели и сформировало отпускные цены на нее с рентабельностью 75%. Ограничение уровня рентабельности для такого вида товаров в законодательстве отсутствует. Поэтому организация вправе рассчитывать на беспрепятственную регистрацию цен на новую мебель в Мингорисполкоме. Соблюдение предельного индекса изменения отпускных цен (тарифов) В заключение не лишним будет напоминание о том, что ежегодно Правительство доводит до сведения субъектов хозяйствования значение предельного индекса изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь. Так, на 2007 г. этот предельный индекс изменения отпускных цен (тарифов) установлен постановлением Совета Министров РБ от 30.12.2006 в размере не более 0,5% за один месяц. Установленный предельный индекс изменения отпускных цен (тарифов) не распространяется лишь на товары (работы, услуги), выпускаемые коммерческими организациями с иностранными инвестициями (за исключением платных медицинских услуг, тарифы на которые также не могут повышаться более чем на 0,5% за месяц). Если же соблюдение установленного предельного индекса изменения отпускных цен (тарифов) по каким-либо причинам невозможно, организация обязана зарегистрировать новую цену в порядке, определенном постановлением Совета Министров РБ от 18.06.1999 № 944.
13.06.2007 г.
Сергей Шкирман, экономист
Журнал «Главный Бухгалтер. Ценообразование» № 6, 2007 г.
Примечание. Стоит отметить, что данная формулировка весьма расплывчата и под нее можно подвести практически любые товары. В результате четкое ограничение круга товаров (работ, услуг), на которые не распространяются предельные уровни рентабельности, становится невозможным. Но в этом случае и разработка предельных уровней рентабельности для организаций-монополистов теряет всякий смысл. Приведенные рассуждения позволяют предположить, что разработчики постановления № 273, записывая такую формулировку, по всей видимости, имели в виду товары (работы, услуги), на которые законодательством установлены фиксированные или предельные цены (тарифы) (например, социально значимые товары (работы, услуги), лекарственные средства, алкогольная продукция, табачные изделия).
Для более детального изучения см. Пособие
От редакции: В приложение 1 к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 02.04.2007 № 61 «Об утверждении прейскуранта отпускных цен на лекарственные средства» на основании постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 07.07.2007 № 127 внесены изменения и дополнение. В приложение 1 к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 02.04.2007 № 61 «Об утверждении прейскуранта отпускных цен на лекарственные средства» на основании постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 30.07.2007 № 142 внесены дополнения. С 25 августа 2007 г. в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28.03.2007 № 56 «О предельных ценах на социально значимые продовольственные товары» на основании постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 22.08.2007 № 152 внесены изменения и дополнения. В приложение 1 к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 02.04.2007 № 61 «Об утверждении прейскуранта отпускных цен на лекарственные средства» на основании постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 14.08.2007 № 147 внесены изменения. В приложение 1 к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 02.04.2007 № 61 «Об утверждении прейскуранта отпускных цен на лекарственные средства» на основании постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 13.09.2007 № 168 внесены изменения и дополнение. В таблицу 1 приложения 1 к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 02.04.2007 № 61 «Об утверждении прейскуранта отпускных цен на лекарственные средства» на основании постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 12.10.2007 № 178 внесено дополнение. С 3 ноября 2007 г. в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 967 «Отдельные вопросы Министерства экономики Республики Беларусь» на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.2007 № 1337 внесены изменения и дополнения. В постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 02.04.2007 № 61 «Об утверждении прейскуранта отпускных цен на лекарственные средства» на основании постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 05.11.2007 № 194 внесены изменения. С 21 ноября 2007 г. в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28.03.2007 № 56 «О предельных ценах на социально значимые продовольственные товары» на основании постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 20.11.2007 № 201 внесены изменения и дополнения. В постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 02.04.2007 № 61 «Об утверждении прейскуранта отпускных цен на лекарственные средства» на основании постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 13.12.2007 № 220 внесены изменения.