http://buh.by/mes.asp?t=86227 Заполнение накладных, используемых при перемещении ТМЦ с участием автотранспорта, производится в соотв. с Инструкцией по заполнению ТТН (форма ТТН-1), утв. пост. Минфина от 14.05.2001 N 53 (с изм). Согласно ст.42 Закона «Об автом. транспорте и автом. перевозках» использование автотрансп. средства оформляется путевым листом устан. формы. Юр. лица всех форм собственности и ИП, использующие автотранспорт в своей предприн. деят-ти, обязаны выписывать путевые листы, утв. пост. Минфина 31.03.2000 N 31 и согласованные с Министерством транспорта и коммуникаций РБ. В случае, когда работник предприятия использует личный а/м в служ. целях (для доставки оборудования), он выступает в указанной сделке не от себя как физ. лица, а от имени предприятия, которое обязано заключить с физ. лицом дог. на использование трансп. средства в служ. целях, дог. аренды или дог. о безвозм. использовании имущества и при выпуске автомобиля на линию выдать водителю путевой лист соотв. формы. На основании путевых листов предприятие ведет учет работы трансп. средства, осуществляет списание ГСМ, производит уплату экологического налога. Т.о., представитель покупателя обязан представить путевой лист, на основании которого производится заполнение ТТН формы ТТН-1: в строке «Заказчик» указывается наименование организации-грузополучателя (инд. предпринимателя), ее (его) адрес, р/с, наименование банка, его адрес и код; в строке «Владелец транспорта» производится запись «Собств. транспорт»; в строку «К путевому листу N» вносится номер предъявленного путевого листа. 2. Заслуживает внимания ситуация, когда покупателем товара является ИП - плательщик единого налога, который приезжает за грузом на своем а/м и не предъявляет грузоотправителю путевого листа. В соотв. с закон-вом ИП - плательщики единого налога освобождаются от ведения учета списания ГСМ, а также от уплаты экологического налога. В данном случае также отсутствует необходимость учета работы автотранспорта и водителя, начисления зар.платы водителю, осуществления расчетов за перевозку грузов. Т.о., при использовании ИП - плательщиком единого налога личного а/м для собств. нужд путевые листы не выполняют функции первичных учетных документов. В этом случае при отсутствии у ИП путевого листа в ТТН в строке «К путевому листу N» проставляется прочерк (согласно п.9 Разъяснения Минфина от 15.07.2004 N 15-9/338 «О порядке применения ТТН и ТН».
Беларусь
"Анонимно"10.05.2008 17:19:32
http://zakon.by/webnpa/text.asp?RN=H10700278 Закон Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения: автомобильная перевозка – автомобильная перевозка пассажиров и багажа (далее – автомобильная перевозка пассажиров) или грузов; автомобильная перевозка ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД – автомобильная перевозка, которая носит вспомогательный характер по отношению к основным видам деятельности юр. лица или инд. предпринимателя и выполняется ими для перемещения своих работников или грузов, принадлежащих им на праве собственности или на иных законных основаниях, транспортными средствами, принадлежащими им на праве собственности или на иных законных основаниях, при условии, что транспортными средствами управляют работники этих юр.лица или инд. предпринимателя либо сам инд. предприниматель; автомобильный перевозчик – юр. лицо или инд. предприниматель, имеющие в соответствии с законодательством право на выполнение автомобильных перевозок и выполняющие такие перевозки; автомобильный транспорт – вид транспорта, на котором перевозки выполняются с использованием автомобилей и автопоездов (далее – транспортные средства), а также коммуникаций; автомобиль-такси – транспортное средство, оборудованное таксометром, имеющее соответствующие отличительные знаки и используемое для автомобильных перевозок; багаж – имущество пассажира, не запрещенное по своим свойствам, габаритным размерам и массе к автомобильной перевозке пассажиров в багажном отсеке транспортного средства и принятое к такой перевозке, выполняемой одновременно с пассажиром, под ответственность автомобильного перевозчика; внутриреспубликанские автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, выполняемые по территории РБ, за исключением международных автомобильных перевозок; груз – принимаемые (принятые) к автомобильной перевозке материальные ценности (далее – груз товарного характера) и (или) принимаемые (принятые) к автомобильной перевозке предметы и материалы, не являющиеся материальными ценностями (далее – груз нетоварного характера); грузоотправитель – юридическое или физическое лицо, от имени которого оформляется отправка груза; грузополучатель – юридическое или физическое лицо, уполномоченное на получение груза на основании договора или на ином законном основании; коммуникации – дороги, терминалы и иные сооружения, используемые при выполнении автомобильных перевозок, а также сооружения, предназначенные для содержания и обслуживания транспортных средств; международные автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, выполняемые за пределы (за пределами) территории Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитные автомобильные перевозки, выполняемые через территорию РБ между двумя пунктами пересечения Гос.границы РБ в местах, установленных законодательством; оператор автомобильных перевозок пассажиров – юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по организации автомобильных перевозок пассажиров; организация автомобильных перевозок пассажиров – совокупность организационных действий и технологических операций по обеспечению выполнения автомобильных перевозок пассажиров; пассажир – физическое лицо, непричастное к управлению транспортным средством и перевозимое в нем на основании договора автомобильной перевозки пассажира либо договора фрахтования; пассажирский терминал – автовокзал, автостанция, автокасса или диспетчерский пункт, предназначенные для предоставления услуг пассажирам и автомобильным перевозчикам; ручная кладь – имущество пассажира, не запрещенное по своим свойствам, габаритным размерам и массе к автомобильной перевозке пассажиров в салоне транспортного средства; физ.лицо – гражданин РБ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, в том числе инд. предприниматель; юридическое лицо – юр.лицо РБ, иностранное или международное юридическое лицо (организация, не являющаяся юридическим лицом). Статья 2. Сфера действия настоящего Закона Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при организации и выполнении автомобильных перевозок, а также при выполнении (оказании) работ (услуг), связанных с такими перевозками, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ: внутриреспубликанских автомобильных перевозок ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД; автомобильных перевозок транспортными средствами специального назначения; воинских автомобильных перевозок; автомобильных перевозок, выполняемых физическими лицами исключительно для своих личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с использованием транспортных средств, принадлежащих им на праве частной собственности или на иных законных основаниях. Статья 40. Транспортные документы при выполнении автомобильных перевозок грузов Транспортными документами при выполнении автомобильных перевозок грузов признаются: путевой лист; товарно-транспортная накладная; международная товарно-транспортная накладная «CMR» (далее – CMR-накладная), составленная согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19 мая 1956 года; заказ-поручение; иные документы в соответствии с законодательством. Использование транспортного средства при выполнении автомобильной перевозки груза оформляется путевым листом. Для выполнения автомобильной перевозки груза товарного характера оформляется товарно-транспортная накладная, а в случаях, предусмотренных Правилами автомобильных перевозок грузов, оформляются заказ-поручение или иные документы, определенные Правилами автомобильных перевозок грузов. Выполнение автомобильной перевозки груза нетоварного характера оформляется путем внесения записи в путевой лист, а в случаях, предусмотренных Правилами автомобильных перевозок грузов, – иными транспортными документами, определенными Правилами автомобильных перевозок грузов. Транспортные документы оформляются в порядке, установленном Министерством финансов Республики Беларусь по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, за исключением оформления CMR-накладной, которое осуществляется в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь. Обязанности по составлению путевого листа возлагаются на автомобильного перевозчика, товарно-транспортной накладной – на грузоотправителя, заказа-поручения – на автомобильного перевозчика, если иное не установлено законодательными актами или соглашением сторон. Статья 49. Автомобильная перевозка грузов физических лиц К грузам физических лиц относятся принимаемые (принятые) к автомобильной перевозке предметы и материалы, принадлежащие физическим лицам на праве собственности или на иных законных основаниях и предназначенные исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Порядок выполнения автомобильных перевозок грузов физических лиц устанавливается Правилами автомобильных перевозок грузов и иными актами законодательства. Заключение договора автомобильной перевозки груза физического лица оформляется заказом-поручением. Статья 62. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу с 1 июля 2008 года, за исключением настоящей статьи и ст.61, которые вступают в силу со дня его официального опубликования, а также ст.59, которая вступает в силу с 1 января 2008 года.
Беларусь
"Анонимно"10.05.2008 17:40:03
до 1 июля 2008г. действует старый закон http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=H10100050 Статья 1. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения; автобус – автомобильное транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров, их багажа (ручной клади) и имеющее более девяти мест для сидения, включая место водителя; АВТОМОБИЛЬНАЯ ПЕРЕВОЗКА ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД – автомобильная перевозка, выполняемая юр. лицом или инд. предпринимателем для собственных целей и за собственный счет; автомобильное транспортное средство – транспортное средство (одиночное или состав из нескольких единиц транспортных средств), приводимое в движение двигателем и предназначенное для перевозки пассажиров, грузов или специального оборудования по автомобильным дорогам; автомобильное транспортное средство специального назначения – автомобильное транспортное средство, предназначенное для иных целей, чем перевозка пассажиров или грузов; автомобильный перевозчик – юр.лицо или инд. предприниматель, выполняющие на основании договора или на иных законных основаниях автомобильные перевозки пассажиров или грузов; автомобильный транспорт – вид транспорта, на котором перевозки пассажиров или грузов выполняются с использованием автомобильных транспортных средств и коммуникаций автомобильного транспорта; автомобильный транспорт общего пользования – автомобильный транспорт, используемый для выполнения перевозок пассажиров или грузов на основании публичного договора, то есть по обращению любого гражданина или юр.лица и по регулируемым или объявленным тарифам; автомобиль-такси – автомобильное транспортное средство, оборудованное таксометром, имеющее соответствующие отличительные знаки обслуживания и используемое для выполнения коммерческих автомобильных перевозок; багаж – вещи и иное имущество пассажира, не запрещенные по своим свойствам, габаритным размерам и массе к перевозке в багажном отсеке пассажирского автомобильного транспортного средства и принятые автомобильным перевозчиком под ответственность к перевозке, выполняемой одновременно с пассажиром; водитель – физ.лицо, управляющее автомобильным транспортным средством и являющееся в соответствующих случаях представителем автомобильного перевозчика; груз – материальные ценности либо материалы нетоварного характера, принятые автомобильным перевозчиком для доставки в пункт назначения; грузовое автомобильное транспортное средство – транспортное средство, предназначенное по своей конструкции и оборудованию главным образом для перевозки грузов; грузоотправитель – юридическое или физическое лицо, от имени которого оформляется отправка груза; грузополучатель – юридическое или физическое лицо, уполномоченное на получение груза на основании договора автомобильной перевозки груза или на иных законных основаниях; деятельность на автомобильном транспорте – организация и выполнение автомобильных перевозок и предоставление сопутствующих транспортных услуг; коммерческие автомобильные перевозки – автомобильные перевозки пассажиров или грузов, выполняемые за плату на основании договора автомобильной перевозки пассажира, договора автомобильной перевозки груза или на иных законных основаниях; коммуникации автомобильного транспорта – автомобильные дороги, терминалы и иные сооружения, используемые при выполнении автомобильной перевозки пассажиров или грузов автомобильными транспортными средствами, а также предназначенные для содержания и обслуживания автомобильных транспортных средств; легковой автомобиль – пассажирское автомобильное транспортное средство, в котором имеется не более девяти мест для сидения, включая место водителя; оператор автомобильных перевозок – юр.лицо или инд. предприниматель, заключающие от своего имени или от имени заказчика пассажирских или грузовых перевозок договоры автомобильных перевозок пассажиров или грузов, договоры об организации автомобильных перевозок, договоры фрахтования и иные договоры, на основании которых выполняются перевозки пассажиров или грузов; пассажир – физ.лицо, имеющее проездной документ (билет) и перевозимое на автомобильном транспортном средстве на основании проездного документа (билета) либо на иных законных основаниях; пассажирское автомобильное транспортное средство – автомобильное транспортное средство, предназначенное по своей конструкции и оборудованию для перевозки людей и багажа (ручной клади); ручная кладь – вещи и иное имущество пассажира, не запрещенные по своим свойствам, габаритным размерам и массе к перевозке в салоне пассажирского автомобильного транспортного средства и перевозимые под личную ответственность пассажира; экспорт услуг автомобильного транспорта – международные перевозки, выполняемые автомобильными перевозчиками, зарегистрированными в РБ. Статья 2. Сфера действия настоящего Закона Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг на автомобильном транспорте, устанавливает порядок и условия выполнения автомобильных перевозок пассажиров или грузов, определяет права, обязанности и ответственность автомобильных перевозчиков, пассажиров, заказчиков автомобильных перевозок, грузоотправителей, грузополучателей и операторов автомобильных перевозок. Действие настоящего Закона НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ на: перевозки автомобильными транспортными средствами специального назначения; автомобильные перевозки, выполняемые в целях обеспечения обороноспособности, правопорядка и ликвидации чрезвычайных ситуаций; автомобильные ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПЕРЕВОЗКИ, выполняемые юр.лицами и инд. предпринимателями для собственных нужд; автомобильные перевозки, выполняемые гражданами для личных нужд с применением автомобильных транспортных средств, принадлежащих им на праве частной собственности. Статья 41. Выполнение автомобильных перевозок для собственных нужд Автомобильная перевозка для собственных нужд является вспомогательной по отношению к основной деятельности юр.лица или инд.предпринимателя и выполняется ими для перемещения своих работников или собственных грузов для собственных целей автомобильными транспортными средствами, находящимися в их распоряжении. Автомобильными транспортными средствами, применяемыми для такой перевозки, должны управлять работники данного юр.лица или инд.предпринимателя. Автомобильные перевозки пассажиров или грузов для собственных нужд выполняются <<<<<<< в соответствии с нормативными правовыми актами РБ. >>>>>>>>> Статья 42. Транспортные документы Министерство транспорта и коммуникаций РБ по согласованию с заинтересованными гос. органами утверждает порядок оформления документации, необходимой для выполнения автомобильных перевозок пассажиров или грузов. >>>>>> Использование автомобильного транспортного средства оформляется путевым листом установленной формы. >>>>>> Во время поездки по маршруту в регулярном сообщении пассажир обязан иметь проездной документ (билет), а автомобильный перевозчик или оператор автомобильных перевозок обязан обеспечить продажу пассажиру проездного документа (билета) установленного образца для данного вида автомобильных перевозок. При перевозке багажа на платной основе пассажир должен иметь документ, подтверждающий оплату его провоза (багажную квитанцию). Автомобильная перевозка пассажиров в нерегулярном сообщении может быть оформлена документом установленной формы (формуляром поездки или списком пассажиров). Формы билета и багажной квитанции устанавливаются Министерством транспорта и
Беларусь
"Анонимно"10.05.2008 18:10:14
еще, поскольку Законом устан., что Минтранс может регулировать деят-ть, то есть еще Пост. Минтранса от 1 июля 2002г. N 20 ПРАВИЛА АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ а еше зачем нужны путевые листы написано тут ПМФ от 31.03.2000 N 31 Об утв. БЛАНКОВ ПУТЕВЫХ ЛИСТОВ И ИНСТРУКЦИЙ ПО ИХ ЗАПОЛНЕНИЮ http://pravo.kulichki.com/otrasl/fin/fin00505.htm например, в Инструкции «по грузовикам» - Перевозчики (юр.лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, их обособленные структурные подразделения, а также инд. предприниматели) должны при выпуске грузового автомобиля на линию выдавать водителю путевой лист соответствующей формы, утв. пост. Министерства финансов РБ от 31 марта 2000г. N 31, согласованной с Министерством транспорта и коммуникаций РБ. Путевой лист грузового автомобиля является основным первичным учетным документом, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов или актом замера (взвешивания) при перевозке нетоварных грузов показатели для учета работы грузовых автотранспортных средств и водителя, а также данные для начисления зар.платы водителю, осуществления расчетов за перевозки грузов и формирования статистической отчетности. ___ к чему такие длинные цитаты... вот в самом первом приведенном ответе из Консультанта про необходимость путевых листов ссылались на Закон об автом.перевозках, но как видим в нем написано, что д. Закон НЕ распространяет свое действие на «внутрихоз. перевозки для собственных нужд»... а в Инструкции по заполнению этих самых путевых листов написано, что они нужны для учета расхода ГСМ, для расчета зарплаты водителю... Так что прочтите все сами, сопоставьте должен/не должен самому себе выписывать... если хотите списывать ГСМ на затраты, то нужен, а в остальных случаях - вопрос остается... потому что есть еще «проверки на дорогах», то бишь ГАИ и т.п. но вот же сказано - ИП-единщику путевые не нужны...:-) « 2. Заслуживает внимания ситуация, когда покупателем товара является ИП - плательщик единого налога, который приезжает за грузом на своем а/м и не предъявляет грузоотправителю путевого листа. В соотв. с закон-вом ИП - плательщики единого налога освобождаются от ведения учета списания ГСМ, а также от уплаты экологического налога. В данном случае также отсутствует необходимость учета работы автотранспорта и водителя, начисления зар.платы водителю, осуществления расчетов за перевозку грузов. Т.о., при использовании ИП - плательщиком единого налога личного а/м для собств. нужд путевые листы не выполняют функции первичных учетных документов» так что на мой взгляд путевые не нужны тому, кому они не нужны как первичный учетный документ... к тому же можно везти на своем автомобильчике коробочку покупателю... и никто не докулупается, что перевозится некий груз... все зависит от ситуации и умения отстоивать с помощью нашего родного законодательства свою правоту...:-)
Беларусь
"Анонимно"11.05.2008 22:54:40
Прочитал все «Законы об автотранспорте и...№, но там же написано, что НЕ регулирует... для собственных нужд. А какой документ тогда регулирует для собственных нужд?