Уважаемые коллеги! Подскажите, где можно почитать законодательство по вопросу работы по договорам комиссии. Какие плюсы и минусы, в чем заключаются «подводные камни»?
Сброшу Вам, то что себе подбирала. Попробуйте разобраться. ВОПРОС: ЧУП ЯВЛЯЕТСЯ КОМИССИОНЕРОМ ПО ДОГОВОРУ КОМИССИИ (ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ). КОМИССИОНЕР НЕ ИМЕЕТ СВОИХ СКЛАДОВ. ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ТОВАРА, ПОЛУЧЕННОГО ПО ДОГОВОРУ КОМИССИИ, КОМИССИОНЕР ЗАКЛЮЧИЛ СО СТОРОННЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДОГОВОР ХРАНЕНИЯ, ГДЕ И РАЗМЕСТИЛ НА ХРАНЕНИЕ КОМИССИОННЫЙ ТОВАР. В ДОГОВОРЕ КОМИССИИ НЕ ОПРЕДЕЛЕН ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ РАСХОДОВ ПО ХРАНЕНИЮ КОМИССИОННОГО ТОВАРА. ОДНАКО В ДОГОВОРЕ УКАЗАНО, ЧТО КОМИТЕНТ ВОЗМЕЩАЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛНЕНИЕМ ПОРУЧЕНИЯ, ЕСЛИ ОНИ БЫЛИ ПРОИЗВЕДЕНЫ ПО ПИСЬМЕННОМУ РАСПОРЯЖЕНИЮ КОМИТЕНТА. ДОЛЖЕН ЛИ КОМИТЕНТ ВОЗМЕЩАТЬ РАСХОДЫ ПО ХРАНЕНИЮ КОМИССИОННОГО ТОВАРА, КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛНЕНИЕМ ПОРУЧЕНИЯ КОМИТЕНТА, ТАК КАК ПОЛЬЗУЕТСЯ УСЛУГАМИ СТОРОННЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИБО ДАННЫЕ РАСХОДЫ ПОДПАДАЮТ ПОД ИСКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОПЛАТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАСХОДОВ? ЕСЛИ ЗАТРАТЫ ПО ОКАЗАНИЮ СТОРОННЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ УСЛУГ ПО ХРАНЕНИЮ ТОВАРА НЕ ВОЗМЕЩАЮТСЯ КОМИТЕНТОМ, ОТНОСЯТСЯ ЛИ КОМИССИОНЕРОМ УКАЗАННЫЕ РАСХОДЫ В ЗАТРАТЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ЛИБО ЗА СЧЕТ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ, ОСТАЮЩЕЙСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯ? Ответ. Согласно статье 880 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - Кодекс) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Пунктом 1 статьи 886 Кодекса определено, что вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью комитента. В соответствии со статьей 891 Кодекса, комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях - и дополнительного вознаграждения за делькредере возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение поручения суммы. Комиссионер не имеет права на возмещение расходов по хранению находящегося у него имущества комитента, если в законодательстве или договоре комиссии не установлено иное. В случае, если договором комиссии не предусмотрено возмещение расходов по хранению товара комитентом, то они могут быть включены в затраты для целей налогового учета у комиссионера в соответствии с пунктом 2.6 Закона Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» от 22.12.1991 № 1330-XII (с учетом изменений и дополнений), как услуги производственного характера.
Ответ подготовлен на основании разъяснений специалистов налоговых органов Республики Беларусь 03.05.2007
Беларусь
"Анонимно"25.05.2008 23:27:26
ВОПРОС. КАК СЛЕДУЕТ СПИСЫВАТЬ РАСХОДЫ КОМИССИОНЕРУ В СЛУЧАЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТОРОННИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОГОВОРА КОМИССИИ? Ответ. В ст. 880 Гражданского кодекса (далее - ГК) сказано, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. В ст. 881 ГК указано, что комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение в размере и в порядке, установленных в договоре комиссии. Если договор комиссии не был исполнен по причинам, зависящим от комитента, комиссионер сохраняет право на комиссионное вознаграждение, а также на возмещение понесенных расходов. Комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение третьим лицом сделки, заключенной с ним за счет комитента, кроме случаев, когда комиссионер не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица либо принял на себя ручательство за исполнение сделки (делькредере). Для целей бухгалтерского учета в соответствии с п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 № 181, доходами организации, отражаемыми организацией по кредиту счетов 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы» и 92 «Внереализационные доходы и расходы» не считаются: - суммы, поступившие от третьих лиц в пользу комитента по договорам комиссии или консигнации, доверителя по договорам поручения и иным аналогичным договорам в их пользу; - поступления имущества, в том числе денежных средств, ранее переданных третьим лицам на условиях возвратности, в том числе получаемых в качестве погашения ранее предоставленных займов. Если по условиям договора услуги сторонних организаций и лиц оплачиваются отдельно по представленным счетам, то эти расходы включаются в издержки обращения комиссионера. Иными словами, расходы, понесенные комиссионером при оплате услуг третьих лиц (сторонних организаций) в ходе исполнения поручения по договору комиссии, отражаются у него на счетах расчетов без включения в объем выручки от оказания услуг и в издержки производства (обращения). В том случае если в договоре комиссии не были указаны посреднические организации или лица и вознаграждение перечисляется непосредственно комиссионеру, то в объем выручки от реализации оказанных услуг и в издержки обращения включаются суммы, перечисленные комиссионером за оказанные ему посредниками услуги. Галина ХИМЧЕНКО, Экономист 14.06.2007
Беларусь
"Анонимно"25.05.2008 23:28:19
Статья 394. Цена 1. Расчеты сторон при исполнении договора осуществляются по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства. В предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. 2. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законодательством либо в установленном законодательством порядке. 3. В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
ГЛАВА 51. Комиссия Статья 880. Договор комиссии 1. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. 2. Договор комиссии может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия, с указанием или без указания территории его исполнения, с обязательством комитента не предоставлять третьим лицам право совершать в его интересах и за его счет сделки, совершение которых поручено комиссионеру, или без такого обязательства, с условиями или без условий относительно ассортимента товаров, являющихся предметом комиссии. 3. Законодательством могут быть предусмотрены особенности отдельных видов договора комиссии. Статья 881. Комиссионное вознаграждение 1. Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, если комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), -- также дополнительное вознаграждение в размере и порядке, установленных в договоре комиссии. Если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрен и размер вознаграждения не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение уплачивается после исполнения договора комиссии в размере, определяемом в соответствии с пунктом 3 статьи 394 настоящего Кодекса. 2. Если договор комиссии не был исполнен по причинам, зависящим от комитента, комиссионер сохраняет право на комиссионное вознаграждение, а также на возмещение понесенных расходов. Статья 882. Исполнение комиссионного поручения Принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний -- в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями. В случае, когда комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Статья 883. Ответственность за неисполнение сделки, заключенной для комитента 1. Комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение третьим лицом сделки, заключенной с ним за счет комитента, кроме случаев, когда комиссионер не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица либо принял на себя ручательство за исполнение сделки (делькредере). 2. В случае неисполнения третьим лицом сделки, заключенной с ним комиссионером, комиссионер обязан немедленно сообщить об этом комитенту, собрать необходимые доказательства, а также по требованию комитента передать ему права по такой сделке с соблюдением правил об уступке требования (статьи 353--357, 359, 360). 3. Уступка прав комитенту по сделке на основании пункта 2 настоящей статьи допускается независимо от соглашения комиссионера с третьим лицом, запрещающего или ограничивающего такую уступку. Это не освобождает комиссионера от ответственности перед третьим лицом в связи с уступкой права в нарушение соглашения о ее защите или об ограничении. Статья 884. Субкомиссия 1. Если иное не предусмотрено договором комиссии, комиссионер вправе в целях исполнения договора заключить договор субкомиссии с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субкомиссионера перед комитентом. По договору субкомиссии комиссионер приобретает в отношении субкомиссионера права и обязанности комитента. 2. До прекращения договора комиссии комитент не вправе без согласия комиссионера вступать в непосредственные отношения с субкомиссионером, если иное не предусмотрено договором комиссии. Статья 885. Отступление от указаний комитента 1. Комиссионер вправе отступить от указаний комитента, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах комитента и комиссионер не мог предварительно запросить комитента либо не получил в разумный срок ответа на свой запрос. Комиссионер обязан уведомить комитента о допущенных отступлениях, как только уведомление стало возможным. Комиссионеру, действующему в качестве предпринимателя, может быть предоставлено комитентом право отступать от его указаний без предварительного запроса. В этом случае комиссионер обязан в разумный срок уведомить комитента о допущенных отступлениях, если иное не предусмотрено договором. 2. Комиссионер, продавший имущество по цене ниже цены, согласованной с комитентом, обязан возместить последнему разницу, если не докажет, что у него не было возможности продать имущество по согласованной цене и продажа по более низкой цене предупредила еще большие убытки. В случаях, когда комиссионер был обязан предварительно запросить комитента, комиссионер должен также доказать, что он не имел возможности получить предварительно согласие комитента на отступление от его указаний. 3. Если комиссионер купил имущество по цене выше цены, согласованной с комитентом, комитент, не желающий принять такую покупку, обязан заявить об этом комиссионеру в разумный срок по получении от него извещения о заключении сделки с третьим лицом. В противном случае покупка признается принятой комитентом. Если комиссионер сообщил, что принимает разницу в цене на свой счет, комитент не вправе отказаться от заключенной для него сделки. Статья 886. Права на вещи, являющиеся предметом комиссии 1. Вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. 2. Комиссионер вправе в соответствии со статьей 340 настоящего Кодекса удерживать находящиеся у него вещи, которые подлежат передаче комитенту либо лицу, указанному комитентом, в обеспечение своих требований по договору комиссии. В случае объявления комитента экономически несостоятельным (банкротом) указанное право комиссионера прекращается, а его требования к комитенту в пределах стоимости вещей, которые он удерживал, удовлетворяются в соответствии со статьей 340 настоящего Кодекса наравне с требованиями, обеспеченными залогом. Статья 887. Удовлетворение требований комиссионера из причитающихся комитенту сумм Комиссионер вправе в соответствии со статьей 340 настоящего Кодекса удержать причитающиеся ему по договору комиссии суммы из всех сумм, поступивших к нему за счет комитента. Однако кредиторы комитента, пользующиеся в отношении очередности удовлетворения их требований преимуществом перед залогодержателями, не лишаются права на удовлетворение этих требований из удержанных комиссионером сумм. Статья 888. Ответственность комиссионера за утра
Беларусь
"Анонимно"25.05.2008 23:29:17
ДОГОВОРЫ КОМИССИИ: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ У КОМИССИОНЕРА Особенности и характерные черты договора комиссии, а также бухгалтерский учет и налогообложение у комитента были подробно рассмотрены нами в прошлом номере журнала («Налоговый вестник» № 2 за 2005 год). На очереди решение тех же вопросов только со стороны комиссионера. Комиссионер должен обеспечить раздельный учет собственного имущества и товаров, принятых на реализацию, но не принадлежащих ему. Для этого предназначен забалансовый сч. 004 «Товары, принятые на комиссию». В соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89 (по состоянию на 13.11.2003), сч. 004 «Товары, принятые на комиссию» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товаров, принятых на комиссию в соответствии с договором, и используется организациями-комиссионерами. Товары, принятые на комиссию, учитываются на сч. 004 «Товары, принятые на комиссию» в ценах, предусмотренных в приемо-сдаточных актах. Аналитический учет по сч. 004 «Товары, принятые на комиссию» ведется по видам товаров и организациям (лицам)-комитентам. Комиссионер обязан «обособить» в бухгалтерском учете суммы вознаграждения, составляющего его выручку, от сумм, поступивших от покупателей за реализованные товары, которые являются собственностью комитента. Рассмотрим порядок учета и налогообложения у комиссионера в двух вариантах: - при реализации товаров, принадлежащих комитенту; - при приобретении товаров для комитента. РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРА Комиссионер заключает сделки с покупателями от своего имени. Это обычные договоры купли-продажи или поставки. Товар отгружается покупателям на основании накладных. В учете у комиссионера выполняются следующие записи: ДЕБЕТ 004 - оприходован товар по цене согласно первичным документам. КРЕДИТ 004 - списана стоимость отгруженного товара покупателю; ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 76 «Расчеты с комитентом» - отражена задолженность покупателя за товар комитента; ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 - получена от покупателя оплата за товар комитента. Если по условиям договора комиссионер имеет право удержать причитающееся ему из выручки комитента вознаграждение, то в учете комиссионера это отражается так: ДЕБЕТ 76 «Расчеты с комитентом» КРЕДИТ 90-1 «Выручка от реализации» - удержано вознаграждение из выручки комитента; ДЕБЕТ 90-3 «Налог на добавленную стоимость» КРЕДИТ 68 - начислен НДС из суммы выручки; ДЕБЕТ 90-5 «Прочие налоги из выручки» КРЕДИТ 68 - начислен республиканский единый платеж; ДЕБЕТ 90-5 «Прочие налоги из выручки» КРЕДИТ 68 - начислены целевые сборы. Согласно Закону Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» в текущем году уплата сбора на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налога с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды и сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, производится единым платежом в размере 3,9%. Следовательно, производя отражение вышеуказанных операций, совершенных после 1 января 2005 г., две последние записи нужно заменить одной: ДЕБЕТ 90-5 «Прочие налоги из выручки» КРЕДИТ 68 - начислен единый платеж. Расходы комиссионера (собственные и производимые за счет комитента) списываются следующими записями: ДЕБЕТ 90-2 «Себестоимость реализации» КРЕДИТ 26 (44) - списаны собственные издержки; ДЕБЕТ 76 «Расчеты с комитентом» КРЕДИТ 60, 76 - произведены расходы, возмещаемые комитентом. При перечислении суммы, причитающейся комитенту, составляется запись: ДЕБЕТ 76 «Расчеты с комитентом» КРЕДИТ 51 - произведена фактическая оплата комитенту. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НДС КОМИССИОНЕРОМ Налоговая база при реализации товаров по договорам комиссии определяется комиссионером в соответствии с п. 5 ст. 7 Закона Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» (далее - Закон об НДС), а именно как сумма, полученная в виде вознаграждений, сборов и (или) других платежей по договорам поручения, комиссии или консигнации либо иным аналогичным договорам. Вместе с тем данная трактовка определения налоговой базы по комиссионному вознаграждению на практике может привести плательщиков к неправильному исчислению налога по полученному комиссионному вознаграждению. Одни плательщики исчисляют и выделяют сумму НДС в пределах вознаграждения, другие - «сверх» его (т.е. исчисляют налог от полной суммы полученной выручки). Согласно п. 2 и 3 ст. 12 Закона об НДС налог исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки и рассчитывается по формуле: Н = Б х С, где Н - исчисленная сумма налога; Б - налоговая база; С - установленная ставка налога. Данная сумма предъявляется плательщиком налога при реализации товаров (работ, услуг) к оплате их покупателю в порядке и на условиях, установленных ст. 14 Закона об НДС, т.е. при реализации товаров (работ, услуг) по свободным отпускным ценам (с учетом акцизов для подакцизных товаров) или тарифам плательщик дополнительно к цене (тарифу) товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате их покупателю соответствующую сумму налога. Учитывая это, в целях соблюдения положений ст. 14 Закона об НДС, комиссионер из причитающегося ему комиссионного вознаграждения для определения налоговой базы исключает сумму НДС, рассчитанную умножением указанного вознаграждения (выручки) на 18 и делением на 118. К рассчитанной таким образом налоговой базе комиссионер обязан предъявить к оплате комитенту соответствующую сумму НДС, которая определялась умножением установленной налоговой базы (без учета НДС) на 18 и делением на 118. Например, выручка (вознаграждение) - 1 135 980 руб., сумма НДС - 173 285 руб. (1 135 980 х 18 / 118). Выручка (комиссионное вознаграждение (с учетом НДС)) отражается по строке 2 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, являющейся приложением к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 № 17 «Об утверждении формы налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость и Правил заполнения налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость». Пунктом 20 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 № 16 (по состоянию на 30.07.2004) (далее - Инструкция по НДС), установлено, что положения п. 18.2 и 19 этой инструкции (освобождение от налогообложения НДС) распространяются также на плательщиков, у которых указанные расходы не учитываются при исчислении облагаемой налогом прибыли (подоходного налога), на суммы, указанные в п. 12 Инструкции по НДС, а также на суммы вознаграждений, сборов и (или) других аналогичных платежей, полученных по договорам аренды с выкупом, поручения, комиссии или консигнации либо иным аналогичным договорам, предусматривающим реализацию объектов, освобожденных от налога, если п. 19 Инструкции по НДС не установлено иное. Основанием применения освобождения от налога покупателем служит указанная продавцом в первичных учетных документах запись «Освобождение по подпункту ____ ст. 3 Закона »О НДС«». Обороты по реализации товаров (работ, услуг) освобождаются от налогообложения только при условии наличия раздельного учета оборотов по реализации таких товаров (работ, услуг). Таким образом, для полу
Беларусь
"Анонимно"25.05.2008 23:29:54
ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА НДС КОМИССИОНЕРОМ (ПОВЕРЕННЫМ) ПО ДОГОВОРАМ КОМИССИИ ОБЪЕКТ ОБЛОЖЕНИЯ И МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ Комиссионер (поверенный) оказывает услугу комитенту (доверителю) как по реализации товара, так и по его приобретению, а объектом налогообложения признаются обороты по реализации объектов на территории Республики Беларусь и за ее пределы, т.е. обороты по реализации услуг комиссионером (поверенным) являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Согласно статье 891 Гражданского Кодекса комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях - и дополнительного вознаграждения за делькредере возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение поручения суммы. Комиссионер не имеет права на возмещение расходов по хранению находящегося у него имущества комитента, если в законодательстве или договоре комиссии не установлено иное. Следовательно, при оказании своих услуг комиссионер осуществляет ряд расходов, которые связаны с исполнением поручения комитента, но эти расходы не относятся к собственно оказанию услуг комиссионером, а производится возмещение этих расходов комитентом отдельно от непосредственно самого вознаграждения. Пунктом 6 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 № 16 (с учетом изменений и дополнений, далее - Инструкция) предусмотрено, что в оборот по реализации, признаваемый объектом налогообложения, не включаются суммы расходов комиссионера (поверенного) по приобретению объектов, подлежащие возмещению комитентом (доверителем), не покрываемые вознаграждением комиссионера (поверенного). Из этого видно, что не включение в оборот, признаваемый объектом налогообложения, касается расходов, связанных только с приобретением объектов, и не распространяется на объекты, произведенные комиссионером (поверенным) собственными силами, а также не распространяется на расходы, стоимость которых возмещается комиссионным вознаграждением. При этом сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная к оплате комиссионером и третьей организацией, подлежит вычету у комитента. Пример Комиссионер при выполнении договора комиссии осуществил перевозку комиссионного товара собственными силами. Следовательно, если бы услуга по перевозке комиссионного товара была бы оказана другой организацией и не за счет вознаграждения комиссионера, то возмещение стоимости этой услуги не включалось бы в оборот по реализации, признаваемый объектом налогообложения. Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма Произведены затраты на оказание услуги по перевозке комиссионного товара 20 02, 68, 70 и т.п. 460 Оплата комитентом услуг комиссионера по перевозке комиссионного товара 51 90-1 590 Себестоимость услуг комиссионера по перевозке комиссионного товара 90-2 20 460 Начислен налог на добавленную стоимость 90-3 68 90 Финансовый результат (прибыль) 90-9 99 40 Объект налогообложения у комиссионера (поверенного) также может возникать и при реализации на территории Республики Беларусь товара, принадлежащему иностранному юридическому лицу, не состоящему на учете в налоговых органах Республики Беларусь, так как в соответствии с пунктом 44 Инструкции при реализации объектов на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным договорам, исчисление и перечисление в бюджет налога производится комиссионером (поручителем), иным посредником, состоящим на учете в налоговых органах Республики Беларусь. Таким образом, необходимость в уплате комиссионером (поверенным) налога на добавленную стоимость возникает, если: - комитент является иностранным юридическим лицом, не состоящим на учете в налоговых органах Республики Беларусь; - операции по реализации товаров этим комитентом осуществляются на территории Республики Беларусь. Следовательно, для осуществления уплаты налога на добавленную стоимость в таких ситуациях возникает необходимость в определении места реализации товара комитентом (поверенным), не состоящим на учете в налоговых органах Республики Беларусь. В соответствии с Инструкцией местом реализации товаров признается территория Республики Беларусь, если товар находится на территории Республики Беларусь и не отгружается и не транспортируется и (или) товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Республики Беларусь. Из него следует, если комитентом (поверенным), не состоящим на учете в налоговых органах страны, производится отгрузка товара комиссионеру (поверенному) не на территории Республики Беларусь, то местом реализации этого товара иностранным юридическим лицом не будет являться территория Республики Беларусь. Следовательно, уплата налога на добавленную стоимость по пункту 44 Инструкции не производится. Пример Комитент - нерезидент Республики Беларусь отгружает товар комиссионеру - резиденту Республики Беларусь на территории Российской Федерации. Местом реализации этого товара комитентом будет являться территория Российской Федерации. Если местом реализации товара комитентом - иностранным юридическим лицом, не состоящим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, будет являться территория Республики Беларусь, то комиссионер должен будет исчислить и уплатить в бюджет Республики Беларусь сумму налога на добавленную стоимость. При исчислении налога на добавленную стоимость необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 44 Инструкции при реализации на территории Республики Беларусь объектов иностранными организациями, не состоящими на учете налоговых органах Республики Беларусь, налоговая база равна нулю, если при ввозе объектов на таможенную территорию Республики Беларусь уплачен налог на добавленную стоимость. Суммы исчисленного налога на добавленную стоимость уплачиваются комиссионером (поверенным) в бюджет Республики Беларусь в общеустановленном порядке. Согласно пункту 27 Инструкции исчисленные суммы налога перевыставляются покупателю товаров, так как этим пунктом установлено, что при реализации поверенным (комиссионером) объектов по договорам поручения, комиссии или консигнации покупателю выделяются суммы налога, исчисленные доверителем (комитентом), в случае, если доверитель (комитент) является плательщиком Республики Беларусь, а также суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные комиссионером (поверенным) по товарам комитентов (доверителей), местом реализации которых является Республика Беларусь. Если по поручению комитента (доверителя) производится приобретение товаров комиссионером (поверенным) на территории Республики Беларусь, исчисление налога на добавленную стоимость производится только в том случае, когда комиссионер (поверенный) приобретает товар у нерезидента Республики Беларусь, не зарегистрированного в качестве плательщика Республики Беларусь. Суммы исчисленного налога на добавленную стоимость уплачиваются комиссионером (поверенным) в бюджет Республики Беларусь в общеустановленном порядке. При этом, исчисленные суммы налога согласно пункту 31 Инструкции принимаются к вычету у комитента (доверителя), которым установлено, что при приобретении объектов комиссионером (поверенным) по поручению комитента (доверителя) выделенные продавцом суммы налога подлежат вычету комитентом (доверителем) на дату осуществления расчета комиссионером (поверенным) с продавцом объектов. Это требование Инструкции следует учитыват
Беларусь
"Анонимно"25.05.2008 23:30:42
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОМИССИОНЕРА На современном этапе развития хозяйственных связей все большее количество сделок, опосредующих перемещение материальных ценностей, осуществляется не напрямую между продавцом и покупателем, а путем оформления отношений торгового посредничества. Участие профессионального торгового посредника избавляет как продавца, так и покупателя товара от многих хлопот: подыскивать контрагентов, оформлять и исполнять заключенные с ними сделки и т.п. Необходимость заключения такого договора с посредником очевидна, например, в области внешнеторговых отношений, где экспортеры и импортеры товара чаще всего имеют дело с иностранными контрагентами на зарубежном рынке через третьих лиц. Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК) предусматривает специальный правовой механизм, позволяющий субъекту хозяйствования достигать свои цели через заключение сделок, не вступая непосредственно в отношения с контрагентом. Речь идет о договоре комиссии, в соответствии с которым одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Этот договор используется на практике, однако нельзя сказать, что его правовое регулирование вполне достаточно и однозначно. Наиболее сложной представляется проблема ответственности комиссионера перед комитентом, так как, с одной стороны, специфика посреднических отношений затрудняет разграничение последствий действий различных субъектов хозяйствования, участвующих в сделке. С другой стороны, отдельные нормы, закрепленные в ГК, содержат оценочные критерии, что препятствует их единообразному применению. Тем не менее попытаемся рассмотреть основные условия привлечения комиссионера к гражданско-правовой ответственности перед комитентом, а также судебную практику применения норм ГК, регулирующих данные правоотношения. При этом, поскольку отечественная судебная практика не столь разнообразна, по отдельным вопросам применения норм, регулирующих вопросы ответственности комиссионера, интересным и полезным будет обратиться к опыту российских коллег. КОМИССИОННОЕ ПОРУЧЕНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ СОГЛАСНО УКАЗАНИЯМ КОМИТЕНТА Основные правовые положения, устанавливающие, в том числе, пределы и условия наступления ответственности комиссионера перед комитентом, закреплены в главе 51 ГК. Так, ст. 882 ГК оговаривает, что комиссионер обязан исполнить принятое на себя поручение на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний - в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями. Таким образом, в отношениях с комитентом комиссионер по общему правилу выполняет пассивную роль исполнителя воли другого лица. Соответственно, законодатель, учитывая такую специфику посреднических отношений, закрепляет довольно ограниченный объем прав и обязанностей комиссионера. Вместе с тем, говорить о том, что посредник вообще не несет никакой ответственности, будет неправильно. При рассмотрении вопроса об ответственности комиссионера перед комитентом следует различать две ситуации: 1. Ответственность комиссионера за собственные действия или бездействие. 2. Возложение ответственности на комиссионера за действия или бездействие третьих лиц. В первом случае ответственность комиссионера перед комитентом напрямую зависит от характера и содержания комиссионного поручения, принятого на себя комиссионером, и наличия вины в его действиях. ГК прямо закрепляет отдельные ситуации возложения на комиссионера ответственности. Статья 885 ГК устанавливает, что при исполнении комиссионного поручения комиссионер вправе отступить от указаний комитента, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах комитента и комиссионер не мог предварительно запросить комитента либо не получил в разумный срок ответа на свой запрос. Комиссионер обязан уведомить комитента о допущенных отступлениях, как только уведомление стало возможным. Комиссионеру, действующему в качестве предпринимателя, комитент может предоставить право отступать от его указаний без предварительного запроса. В этом случае комиссионер обязан в разумный срок уведомить комитента о допущенных отступлениях, если иное не предусмотрено договором. Анализ данных норм позволяет сделать вывод, что в общем случае, если иное не предусмотрено договором, прежде чем сделать отступление от указаний комитента, комиссионер обязан запросить его. Предоставление информации комитенту - необходимое условие деятельности последнего, поскольку иначе он не будет иметь возможности изменить, скорректировать свое волеизъявление сообразно ситуации. Риск неблагоприятных последствий в случае отсутствия запроса ложится на комиссионера. Согласно п. 2 ст. 885 ГК комиссионер, продавший имущество по цене ниже согласованной с комитентом, обязан возместить последнему разницу, если не докажет, что у него не было возможности продать имущество по согласованной цене и продажа по более низкой цене предупредила еще большие убытки. В случаях, когда комиссионер был обязан предварительно запросить комитента, первый должен также доказать, что он не имел возможности получить предварительное согласие комитента на отступление от его указаний. В том случае, если комиссионер не исполнил комиссионное поручение по своей вине (например несвоевременно перечислил денежные средства, полученные в результате реализации товара, или не передал комитенту нереализованный товар согласно условиям договора), он несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязательства со своей стороны. Пример Хозяйственный суд Минской области удовлетворил требование комитента о взыскании с комиссионера задолженности по оплате товара, переданного последнему на реализацию, и процентов за пользование денежными средствами. В договоре стороны определили, что по истечении срока комиссии комиссионер по выбору может выкупить у комитента остаток нереализованного товара или вернуть его в недельный срок, рассчитавшись с последним за реализованный товар. Поскольку по истечении срока комиссии комиссионер не вернул нереализованный товар, хозяйственный суд заключил, что комиссионер приобрел право собственности на него и, соответственно, у него возникла обязанность оплатить товар 1 . ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОГРАНИЧЕНА ДОГОВОРОМ В соответствии с положениями ст. 888 ГК на комиссионера возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение имущества комитента. Кроме того, дополнительными обязанностями комиссионера при приеме имущества, присланного комитентом либо поступившего от него, являются принятие мер к охране прав комитента, собирание необходимых доказательств и незамедлительное сообщение комитенту о выявленных повреждениях или недостачах, а также случаях причинения кем-либо ущерба имуществу комитента, находящемуся у комиссионера. Основания ответственности комиссионера в указанных случаях определяются по правилам ст. 372 ГК. В соответствии с п. 3 указанной статьи лицо, не исполнившее обязательство или исполнившее его ненадлежащим образом при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. При этом следует иметь в виду, что договор комиссии может ограничивать ответственность комиссионера наличием вины в его действиях. Пример На требование комитента возвратить переданное на реализацию имущество комиссионер сообщил о кр
Беларусь
"Анонимно"25.05.2008 23:31:05
ПРЕДПРИЯТИЕ (КОМИССИОНЕР) НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА КОМИССИИ ОКАЗЫВАЕТ ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ. СОГЛАСНО ДОГОВОРУ КОМИССИОНЕР УДЕРЖИВАЕТ ПРИЧИТАЮЩЕЕСЯ ЕМУ КОМИССИОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ИЗ ВСЕХ СУММ, ПОСТУПИВШИХ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРА. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДАТОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОБЛОЖЕНИЯ НДС ДЛЯ КОМИССИОНЕРА, ЕСЛИ ВЫРУЧКА КОМИТЕНТУ ПЕРЕЧИСЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЕГО ОБРАЩЕНИЯ? Ответ : При исчислении налога на добавленную стоимость для определении налоговой базы следует руководствоваться п. 5 ст. 7 Закона об НДС и п. 11 Инструкции, согласно которым налоговая база при осуществлении посреднической деятельности определяется как сумма, полученная в виде вознаграждений, сборов и (или) других платежей по договорам поручения, комиссии или консигнации либо иным аналогичным договорам. Статьей 881 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) определено, что комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение в размере и порядке, установленных в договоре комиссии. В том случае, когда комиссионер согласно ст. 887 ГК удерживает причитающееся ему по договору комиссии комиссионное вознаграждение из всех сумм, поступивших к нему за счет комитента, то датой реализации для целей обложения НДС будет являться дата поступления денег от покупателей. Таким образом, поскольку комиссионер исполнил поручение комитента, реализовал данный товар и получил выручку, а согласно договору комиссии вознаграждение удерживается им самостоятельно из причитающихся денежных средств комитенту, то налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость комиссионером будет являться дата поступления денег от покупателей (выделение вознаграждения из выручки за реализованный товар) независимо от времени расчета за реализованный товар с комитентом.
Отдел информации редакции журнала на основании официальных разъяснений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 01.09.2003
Беларусь
"Анонимно"25.05.2008 23:31:28
СИТУАЦИЯ. КОМИССИОНЕР РЕАЛИЗУЕТ ТОВАР КОМИТЕНТА НА СУММУ 40,0 МЛН. РУБ. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ КОМИССИОНЕРА СОСТАВЛЯЕТ 4% ОТ СТОИМОСТИ РЕАЛИЗОВАННЫХ ТОВАРОВ, Т.Е. 1,6 МЛН. РУБ. КОМИССИОНЕР ПЕРЕЧИСЛЯЕТ КОМИТЕНТУ ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ ПОКУПАТЕЛЯ СРЕДСТВА ЗА МИНУСОМ СВОЕГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ В РАЗМЕРЕ 38,4 МЛН. РУБ. (40,0 - 1,6). СБОР ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ Г. МИНСКА УПЛАЧИВАЕТСЯ КОМИССИОНЕРОМ ОТ СВОЕГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ, Т.Е. ОТ 1,6 МЛН. РУБ., А КОМИТЕНТОМ - ОТ ПОЛУЧЕННЫХ ОТ КОМИССИОНЕРА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, Т.Е. ОТ 38,4 МЛН. РУБ. Анализ ситуации. Ошибкой комитента является то, что в качестве товарооборота принимаются только полученные 38,4 млн. руб., а не все 40,0 млн. руб. В данном случае необходимо учитывать положение ст. 3 Закона Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль», согласно которому вознаграждение, выплачиваемое комиссионерам по договорам комиссии и поручения, относится у комитентов к прочим затратам, учитываемым при налогообложении прибыли, а не уменьшает выручку. Согласно п. 4 Инструкции о сборе за осуществление торговли налоговая база определяется как объем товарооборота, в том числе по договорам комиссии (поручения). В свою очередь, товарооборот - это объем продажи товаров и оказание услуг в денежном выражении за определенный период времени. В целях Инструкции о сборе за осуществление торговли объем товарооборота (стоимость реализованных непродовольственных товаров, с учетом вознаграждения, включая НДС и другие налоги и сборы) принимается для определения налоговой базы на дату реализации, устанавливаемую в зависимости от учетной политики по оплате либо по отгрузке товаров. Статьей 2 Закона о торговле определено, что под торговлей понимается предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных товаров, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров. А согласно ст. 11 Закона о торговле комиссионная торговля является одной из форм осуществления торговли (как розничной, так и оптовой), при этом комиссионная торговля осуществляется на основании заключенных договоров комиссии. Следовательно, торговля включает в себя отношения по заключению договоров, передаче имущества продавцом, принятию имущества и его оплате покупателем. Таким образом, организации, осуществляющие торговлю на территории города Минска по договорам комиссии (как комитент, так и комиссионер) должны производить уплату сбора за осуществление торговли на территории г. Минска от товарооборота.
Елена КАЗАКОВА, научный редактор журнала «Налоговый вестник» 11.07.2007
Беларусь
"Анонимно"25.05.2008 23:31:58
СИТУАЦИЯ. КОМИССИОНЕР РЕАЛИЗУЕТ ТОВАРЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ ПО ДОГОВОРУ КОМИССИИ, ПО ЦЕНЕ СВЕРХ ЦЕНЫ, УСТАНОВЛЕННОЙ КОМИТЕНТОМ, ПРИ ЭТОМ ПОЛОВИНУ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ ЦЕНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ И ЦЕНОЙ КОМИТЕНТА (СУММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЫГОДЫ) ОН В СООТВЕТСТВИИ С ДОГОВОРОМ ОСТАВЛЯЕТ СЕБЕ. ЦЕНА РЕАЛИЗАЦИИ СОСТАВЛЯЕТ 118 ТЫС. РУБ., (В ТОМ ЧИСЛЕ НДС - 18 ТЫС. РУБ.). ЦЕНА, УСТАНОВЛЕННАЯ КОМИТЕНТОМ, - 106,2 ТЫС. РУБ., (В ТОМ ЧИСЛЕ НДС - 16,2 ТЫС. РУБ.). ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ КОМИССИОНЕРА СОСТАВЛЯЕТ 10% ОТ ЦЕНЫ РЕАЛИЗАЦИИ, УСТАНОВЛЕННОЙ КОМИТЕНТОМ, Т.Е. 10,62 ТЫС. РУБ., (В ТОМ ЧИСЛЕ НДС - 1,62 ТЫС. РУБ.). КОМИССИОНЕР ИСЧИСЛИЛ НАЛОГ ТОЛЬКО ОТ СУММЫ КОМИССИОННОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ (10,62 ТЫС. РУБ.). ОРГАНИЗАЦИЕЙ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ БЫЛИ ПРОИЗВЕДЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАПИСИ:
Содержание хозяйственной операции Дебет счета Кредит счета Сумма, тыс. руб. Отражена оплата за реализованный комиссионный товар 51 76 118 Начислено комиссионное вознаграждение 76 90-1 10,62 Отражена причитающаяся комиссионеру сумма дополнительной выгоды 76 92-1 5,9* Начислен НДС по комиссионному вознаграждению 90-3 68 1,62* * Здесь и далее - ошибка. Анализ ситуации. В соответствии с п. 5 ст. 7 Закона налоговая база при осуществлении посреднической деятельности определяется как сумма, полученная в виде вознаграждений по договорам поручения, комиссии или консигнации либо иным аналогичным договорам. Таким образом, комиссионер оказывает услугу комитенту по реализации и (или) приобретению товаров за соответствующее вознаграждение, сумма которого является налоговой базой при исчислении комиссионером НДС, несмотря на то, что комиссионер при реализации товаров по договору комиссии может получить денежные средства, сумма которых соответствует полной стоимости реализованных товаров. Налоговая база при исчислении НДС также увеличивается комиссионером на суммы иных платежей, и в частности, на суммы дополнительной выгоды, причитающиеся комиссионеру. Таким образом, комиссионеру необходимо произвести увеличение налоговой базы при исчислении НДС на половину разницы между ценой реализации товара и ценой, установленной комитентом. Это увеличение составляет 5,9 тыс. руб. ((118 - - 106,2) / 2)) и подлежит налогообложению по ставке в размере 15,25%. Сумма НДС составит 0,9 тыс. руб. (5,9 х 15,25 / 100). Сумма НДС от всего полученного комиссионером дохода составит 2,52 тыс. руб. ((10,62 + 5,9) х 15,25 / 100) или (1,62 + 0,9). При исправлении ошибки в бухгалтерском необходимо выполнить проводки:
Содержание операции Дебет счета Кредит счета Сумма, тыс. руб. Отражена исправительная запись по причитающейся комиссионеру сумме дополнительной выгоды методом «красное сторно» 76 92-1 5,9 Начислено дополнительное комиссионное вознаграждение 76 90-1 5,9 Произведено уменьшение ранее исчисленного НДС методом «красное сторно» 90-3 68 1,62 Начислен НДС комиссионером от всего полученного им дохода 90-3 68 2,52
Андрей НЕДОСТУП, эксперт по косвенному налогообложению 10.10.2007
Беларусь
"Анонимно"25.05.2008 23:32:24
СОГЛАСНО УСЛОВИЯМ ДОГОВОРА КОМИССИИ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК РАЗНИЦА МЕЖДУ ЦЕНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРА КОМИССИОНЕРОМ И ЦЕНОЙ, УСТАНОВЛЕННОЙ КОМИТЕНТОМ. ВКЛЮЧАЕТСЯ ЛИ УКАЗАННАЯ РАЗНИЦА В ОБЛАГАЕМЫЙ ОБОРОТ КОСВЕННЫМИ НАЛОГАМИ У КОМИТЕНТА? Согласно ст. 886 ГК вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Комиссионер вправе в соответствии со ст. 340 ГК удерживать находящиеся у него вещи, которые подлежат передаче комитенту либо лицу, указанному комитентом, в обеспечение своих требований по договору комиссии. Учитывая изложенное, деньги, поступившие комиссионеру от реализации товаров, являются собственностью комитента. На этом основании указанные денежные средства (включая разницу) включаются в выручку при исчислении налогов, исчисляемых из выручки, а сумма комиссионного вознаграждения учитывается в составе расходов при исчислении налога на прибыль.
Ответ на вопрос подготовлен консультационным отделом журнала «Финансовый директор» при содействии специалистов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 12.04.2005