В связи с активизацией процесса привлечения инвестиций в Республики Беларусь в последнее время со стороны государства было сделано несколько реальных шагов на пути совершенствования и упрощения налогового законодательства В частности, подпунктом 1.3 пункта 1 данного Указа установлено, что налог на недвижимость организациями исчисляется ежегодно исходя из остаточной стоимости основных средств и стоимости объектов незавершенного строительства на первое число отчетного года и установленной годовой ставки налога. Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость представляется организациями не позднее 20 января отчетного года. Уплата налога на недвижимость производится организациями ежеквартально не позднее 22 числа первого месяца каждого квартала в размере 1/4 годовой суммы налога. Ранее же Закон Республики Беларусь от 23.12.1991 №1337-ХII «О налоге на недвижимость» (далее – Закон), предусматривал, что организациями налог на недвижимость определяется ежеквартально исходя из наличия основных средств по остаточной стоимости на начало квартала и 1/4 утвержденной годовой ставки. Пунктом 7 статьи 5 данного Закона установлено, что организации не позднее 20-го числа первого месяца отчетного квартала представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты) по налогу на недвижимость. Соответственно, согласно Закону, уплата производится плательщиками не позднее 22-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 части квартальной суммы налога. В то же время, прямое применение норм Указа было поставлено под сомнение. В частности, 11.06.2008 было подписано письмо МНС №2-2-18/253 в котором были изложены правила исчисления налога на недвижимость, которые по мнению автора. существенно отличаются от предписанных в Указе. Так, в нем указано, что при возникновении в течение года права на льготу по налогу на недвижимость льгота предоставляется с квартала, следующего за кварталом, в котором возникло право на льготу, а при утрате в течение года права на льготу по налогу на недвижимость исчисление и уплата налога производится начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором такое право утрачено. Также в письме указано, что по основным средствам и объектам незавершенного строительства, выбывающим в течение года, налог на недвижимость прекращает уплачиваться с квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое выбытие. При приобретении же основных средств либо возникновении объектов незавершенного строительства, по которым истекли сроки строительства нового объекта, в течение года годовая сумма налога на недвижимость, подлежащая уплате, увеличивается на суммы налога, исчисленные исходя из оста точной стоимости приобретенных основных средств на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое приобретение (возникновение), и ставки налога, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года. В связи с этим, перед плательщиками встал очередной вопрос, каким же образом им поступать? Можно согласится, что письмо действительно предусматривает более рациональный с экономической точки зрения подход к исчислении и уплате налога на недвижимость. В то же время, нельзя не отметить, что нормы Указа предусматривают четкие правила и порядок определения налоговой базы по налогу на недвижимость, они однозначны и не позволяют двоякого толкования. Изложенная в письме позиция не может носить разъяснительный характер, так как письмо предусматривает совершенно новые, отличные от предусмотренных Указом норм. Так, подпункт 1.3 Указа прямо предусматривает, что налог на недвижимость организациями исчисляется ежегодно исходя из остаточной стоимости основных средств и стоимости объектов незавершенного строительства на первое число отчетного года и установленной годовой ставки налога. В письме же указано, что налог на недвижимость, кроме того, исчисляется исходя из остаточной стоимости основных средств на первое число месяца, следующего за месяцем их приобретения. По мнению автора, эти положения не могут считаться разъяснениям, так как устанавливают правило поведения, отличное от предусмотренного Указом, т.е. фактически предусматривают норму права и должны содержаться в нормативном правовом акте. В соответствии со статьей 1 упомянутого выше Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» нормативный правовой акт – это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Подтверждением того, что письмо предусматривает дополнительные правила поведения может служить и тот факт, что ранее налоговое законодательство предусматривало аналогичный порядок определения налоговой разницы, с той лишь разницей, что база определялась не ежегодно, а ежеквартально, при этом приобретение или выбытие объектов основных средств в течение квартала не приводило к обязанности плательщика производить перерасчет налоговой базы на первое число каждого месяца квартала. С учетом изложенного, нельзя согласится с тем, что письмо носит разъясняющий характер, так как в противном случае, в период применения Закона необходимо было схожим образом трактовать его положения. Как было указано выше, письмо нельзя отнести к сфере налогового законодательства. В связи с этим, плательщики обязаны руководствоваться именно нормами Указа. Соблюдая его требования, плательщик не допускает правонарушения и не может быть привлечен к административной ответственности, так изложенные в письмо правила не носят нормативного характера и их невыполнение не образует состава правонарушения. При этом необходимо учитывать, что плательщик должен допустить правонарушение, которым может считаться только нарушение установленного законодательством правила поведения. Так, согласно статье 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. Противоправность правонарушения заключается в том, что субъект правоотношений не исполняет или исполняет но не должным образом возложенные на него законом обязанности. Также нельзя не обратить внимание на то, что Указ был принят в целях упрощения процедуры исполнения налоговых обязательств плательщиками. При этом, исчисление налоговой базы изложенным в письме способом приведет к противоположным результатам, так как плательщик постоянно обновляющий основные средства, что в принципе не редкость, а скорее правило, вынужден, как и ранее, представлять декларацию ежеквартально. Кроме того, письмо, если оно призвано обеспечить более оправданное с экономической точки зрения исчисление налога на недвижимость, не разрешает и еще один вопрос, в частности вопрос уменьшения остаточной стоимости основных средств в течение года в результате их амортизации. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что амортизация основных средств не приводит к уменьшению суммы налога на недвижимость в течение года. С другой стороны, не увеличивает налоговую базу по данному налогу и модернизация (реконструкция) основных средств, по крайней мере, Указ об этом не говорит, как, в
Беларусь
"Анонимно"02.07.2008 8:29:16
С другой стороны, не увеличивает налоговую базу по данному налогу и модернизация (реконструкция) основных средств, по крайней мере, Указ об этом не говорит, как, впрочем, и письмо. Таким образом, по мнению автора, изложенные в письме предложения с экономической точки зрения оправданны, но не охватывают всех вопросов, и не могут применяться, так как входят в противоречие с положениями Указа. Соответственно, плательщик обязан руководствоваться именно положениями Указа, а правила, изложенные в письме, могут стать обязательными для плательщиков только после внесения соответствующих изменений и дополнений в Указ.
Юрий Веремейко, юрист.
Беларусь
бор02.07.2008 8:37:22
правильно
Беларусь
Fil02.07.2008 9:14:35
Тоже согласен.
Беларусь
SW02.07.2008 9:43:42
Все правильно.
Беларусь
Юрий02.07.2008 10:21:02
да, и про пеню - нет никакой пени и быть не может, ибо налоговое обязательство исполненов соответствии с законодательством.
Беларусь
Эд_ Юрий02.07.2008 10:24:24
Где будешь публиковать?
Беларусь
Юрий02.07.2008 10:42:01
разослал почти везде, ну разве что кроме Налогов Беларуси :)
Беларусь
Эд_ Юрий02.07.2008 10:45:30
Маладец! Будем следить за периодикой :)
Беларусь
"Анонимно"02.07.2008 17:22:49
Ой, быстрей бы, а то что к 20 июля делать? С МНС не хочется спорить...
Да я и не бодаюсь. Это знаете, как писали про наше правительство, то что оно начинает вытворять уже особо никого и не волнует, складывается такое впечатление, что каждый живет сам по себе. Мы тут на бух-бае играем, они там в выборы играют. В общем каждый при деле. Пишу и обдумываю не для того, чтоб пободаться, а чтоб моск не атрофировался полностью. Авось кто-то почитает и задумается. Знаете, иногджа люди просто даже не понимают, что может быть не так, а иначе. Хочется верить, что это кому-то еще интерсено, и вроде я не ошибаюсь.
Беларусь
Тутэйшы09.10.2008 20:13:37
Юра гэта не к табе. Я абагульнена писау
Беларусь
"Анонимно"10.10.2008 0:50:50
ап
Беларусь
бор10.10.2008 9:12:34
Неужели доля налога на недвижимость такая значительная в бюджете, что имнс готова бодаться за каждый «+» либо «-»? Тем более, что ей же дано право применять поправочный коэффициент к этому налогу, ежегодно. Или влом высшую математику вспомнить?