думала за год появится информация более вменяемая по учету ОС (дыроколы, мелкий инструмент и прочий хлам). И вот надо думать, что писать в учетке по учету таких предметов и как бы никакой нормальной информации нет.
Вопрос: Организация согласно учетной политике начисляет амортизацию по инвентарю, относимому к основным средствам, в размере 100% при вводе в эксплуатацию, после чего учитывает инвентарь в количественном выражении. Начисленную сумму амортизации включают в состав затрат при налогообложении прибыли тоже в момент ввода инвентаря в эксплуатацию. Правомерен ли такой порядок?
Ответ: По мнению автора, такой порядок начисления амортизации не соответствует экономическому содержанию данной хозоперации и разъяснениям Минэкономики.
Обоснование: Согласно ч. 2 п. 1 Инструкции N 37/18/6 организации могут не применять данную инструкцию в отношении принимаемых с 01.01.2023 к бухучету в качестве основных средств инвентаря, хозяйственных принадлежностей, инструментов, специальной оснастки (специальных инструмента, приспособлений, оборудования), если порядок начисления амортизации этих основных средств установлен Положением об учетной политике.
При этом в соответствии с разъяснением Минэкономики в Положении об учетной политике можно:
- указывать виды основных средств (инвентаря, хозяйственных принадлежностей, инструментов, специальной оснастки (специальных инструмента, приспособлений, оборудования)), в отношении которых организация применяет нормы Инструкции N 37/18/6, а также виды основных средств (инвентаря, хозяйственных принадлежностей, инструментов, специальной оснастки (специальных инструмента, приспособлений, оборудования)), стоимость которых посредством начисления амортизации возмещается в порядке, установленном Положением об учетной политике;
- устанавливать подходы к начислению амортизации, в том числе применяемый срок (не менее 12 месяцев либо обычный операционный цикл, превышающий 12 месяцев), порядок включения амортизационных отчислений в затраты на производство (расходы на реализацию, текущие расходы), в том числе периодичность.
Обратите внимание!
Разъяснение Минэкономики 09.10.2023 было обновлено. С его новым текстом можно ознакомиться здесь.
Следует отметить, что порядок включения амортизационных отчислений в затраты на производство (расходы на реализацию, текущие расходы) организации разрабатывают самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством (п. 5 ст. 9 Закона N 57-З).
При этом бухучет и отчетность основываются на принципах, установленных в ст. 3 Закона 57-З. Один из них - принцип преобладания экономического содержания. В соответствии с ним хозоперации отражаются в бухучете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из экономического содержания (п. 7 ст. 3 Закона 57-З).
Амортизация основных средств - это процесс учета и распределения стоимости таковых в течение срока их службы. Основные средства представляют собой долгосрочные активы, используемые для производства товаров или предоставления услуг.
Согласно п. 4 Инструкции 37/18/6 амортизация - процесс перенесения стоимости объектов основных средств, состоящий в том числе в систематическом включении организацией (кроме бюджетной) относящейся к данному отчетному периоду части стоимости используемых объектов основных средств в затраты.
Понятие амортизации основных средств встречается и в нормах международных стандартов финансовой отчетности. Так, по ч. 5 п. 6 МСФО (IAS) 16) амортизация основного средства - систематическое распределение амортизируемой величины актива на протяжении срока его полезного использования.
Таким образом, на основании вышеизложенного, по мнению автора, начислять амортизацию в размере 100% при вводе инвентаря в эксплуатацию не стоит, поскольку такой порядок не отвечает разъяснениям Минэкономики и экономическому содержанию амортизации. А.Ю.КРАСИЛЬНИКОВ,
заместитель главного бухгалтера
РУП «Белорусская национальная
перестраховочная организация»,
профессиональный бухгалтер,
DipIFR Rus, CIMA CertPM (Russian)
Актуально на 07.09.2023
Беларусь
"Анонимно"11.01.2024 11:43:09
А я вот задумалась после это ответа Красильникова, стоит ли менять трактовку в учетке?
Беларусь
"Анонимно"11.01.2024 11:42:04
Вопрос: Минэкономики 09.10.2023 обновило разъяснение относительно порядка начисления амортизации по принятым к качестве основных средств (ОС) инвентарю, хозпринадлежностям, инструментам, спецоснастке. Теперь при установлении порядка начисления амортизации в учетной политике рекомендуется прописывать порядок такого начисления, в том числе указывать периодичность (ежемесячно и т.д.). При этом предполагаемый общий срок использования актива в организации (не менее 12 месяцев либо обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев), применяемый для первоначального его признания в качестве ОС, может отличаться от периода начисления амортизации по данному активу. Одновременно указывается, что принимаемый организацией порядок амортизации должен быть обоснованным и согласующимся с принципами бухучета и отчетности (соответствие доходов и расходов, нейтральность, уместность).
Можно ли, исходя из этих разъяснений Минэкономики, начислять амортизацию по инвентарю, относимому к ОС, в размере 100% при вводе в эксплуатацию, а после учитывать его в количественном выражении?
Ответ: Автор полагает, что начислять по ОС амортизацию в размере 100% при вводе в эксплуатацию по-прежнему не стоит.
Обоснование: В октябре 2023 г. Минэкономики обновило разъяснение о порядке применения упрощения практического характера в отношении начисления амортизации по инвентарю, хозпринадлежностям, инструментам, спецоснастке (далее - инвентарь).
Наряду с прочим в разъяснении указывается, что организация самостоятельно устанавливает порядок включения амортизационных отчислений в затраты на производство (расходы на реализацию, текущие расходы), в том числе периодичность (например, ежемесячно).
При этом отмечается, что устанавливаемый организацией в рамках учетной политики порядок амортизации должен быть обоснованным и согласующимся с принципами бухгалтерского учета и отчетности (ст. 9 Закона N 57-З).
В первую очередь речь идет о принципах соответствия доходов и расходов, нейтральности, уместности. Означают они следующее:
- принцип соответствия доходов и расходов - расходы отражаются в бухучете и отчетности в том отчетном периоде, в котором признаются связанные с ними доходы (при их наличии) (п. 5 ст. 3 Закона N 57-З);
- принцип нейтральности - содержащаяся в отчетности организации информация не ориентирована на определенных пользователей и (или) на получение определенного результата (п. 9 ст. 3 Закона N 57-З);
- принцип уместности - содержащаяся в отчетности организации информация полезна для принятия пользователями решений, касающихся финансового положения организации (п. 13 ст. 3 Закона N 57-З).
Однако, по мнению автора, наиболее применимы для данного случая принципы нейтральности и преобладания экономического содержания.
Так, в соответствии с принципом преобладания экономического содержания хозоперации отражаются в бухучете и отчетности исходя не столько из правового, сколько из экономического содержания (п. 7 ст. 3 Закона N 57-З).
Амортизация ОС - это процесс учета и распределения стоимости данных активов в течение срока их службы. При этом ОС представляют собой долгосрочные активы, используемые для производства товаров или предоставления услуг в течение длительного времени.
Понятие амортизации ОС встречается и в нормах международных стандартов финансовой отчетности. Так, по ч. 5 п. 6 МСФО (IAS) 16 амортизация ОС - систематическое распределение амортизируемой величины актива на протяжении срока его полезного использования.
Таким образом, принимая во внимание определение процесса амортизации и принцип преобладания экономического содержания, амортизацию по ОС стоит начислять не единоразово, а в течение срока использования этого ОС.
Принцип нейтральности, суть которого, как уже упоминалось, в том, что отчетность и данные учета не должны быть ориентированы на какого-то пользователя или получение какого-то результата, по мнению автора, нарушается тем, что начисление амортизации в размере 100% обусловливается не экономической сутью процесса амортизации, а желанием организации либо упростить учет, либо показать больше расходов единовременно.
Следует помнить и о том, что начисление амортизации в размере 100% при принятии объекта в эксплуатацию проверяющие органы могут расценить как хозяйственную операцию, основной целью которой является неполная уплата налога на прибыль (п. 4 ст. 33 НК). А это чревато доначислением налога.
Основываясь на вышесказанном, автор полагает, что начислять амортизацию по ОС в размере 100% при вводе в эксплуатацию по-прежнему не стоит.
А.Ю.КРАСИЛЬНИКОВ,
заместитель главного бухгалтера
РУП «Белорусская национальная
перестраховочная организация»,
профессиональный бухгалтер,
DipIFR Rus, CIMA CertPM (Russian)
Актуально на 07.12.2023
Беларусь
"Анонимно"11.01.2024 11:28:25
Никаких принципиально новых моментов не появилось. Разные «специалисты» продолжают придерживаться разных точек зрения, но это их персональные мнения, не имеющие юридической силы. Я собираюсь оставить все формулировки ровно в том же виде, что были в УП на 2023 год.