Обратился один клиент с вопросом об оформлении ЦМРок белорусского образца при отправке грузов по экспорту из РБ. Понятно, что должны использоваться только ЦМРки бел. образца, но не понятно, кем должен предоставляться сам бланк - перевозчиком или отправителем груза. По опыту могу сказать, что раньше сплошь и рядом отправители сами бланки не получали и оформляли те, что предоставлял перевозчик. Этот клиент говорит, что в журнале Вестник МНС за 2006 и 2007 год было дважды разъяснение главного гос. инспектора РБ и там сказано, что отправитель обязан оформлять только свои собственные бланки, а предоставляемые перевозчиком нельзя. Может у кого-то есть ссылки на НПА (или № Вестника,где об этом шла речь), чтобы обосновано подтвердить или опровергнуть утверждение этого клиента?
«Анонимно» 29.08.2008 13:38:06 Ну что мне тут сказать, писец ответ. В п.3 хоть и указано что они (перевозчики и экспедиторы) могут покупать, то ясен перец для тех кто в теме, понятно в каких случаях применяется CMR белорусского производства экспедиторами и перевозчиками. И об этом разрисовано уже почти на заборах, а не только мной в этом топике. Болей комментов нет.
Беларусь
"Анонимно"29.08.2008 13:38:06
Вопрос: Согласно п.3 Инструкции накладная «CMR» выписывается отправителем. Какая из сторон должна при этом предоставить бланк накладной «CMR» - грузоотправитель, перевозчик либо экспедитор? В каких случаях могут применяться бланки, зарегистрированные на каждого из вышеперечисленных субъектов? Ответ: В соответствии с п.2 Инструкции бланки накладной «CMR» могут приобретаться отправителями грузов, экспедиторами и перевозчиками Республики Беларусь. Следовательно, бланк накладной «CMR» может быть предоставлен любой из указанных сторон в соответствии с договором перевозки. 18.01.2005 г.
Алексей Федотов, консультант департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь
Журнал «Главный Бухгалтер. Транспорт» № 1, 2005 г.
ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНОЙ НАКЛАДНОЙ «CMR» (В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)
Беларусь
Татьяна В. to НПТ29.08.2008 12:57:35
Спасибо за участие!
Беларусь
ну просто так29.08.2008 12:41:14
При экспорте я не знаю лазеек. Разве что при отгрузке по договору поручения.
Беларусь
Татьяна В.29.08.2008 12:29:09
Хорошо, жую.. Берете Инструкцию и читаете: =================================== ...проглотила :)). Я это знаю почти наизусть:это ж мои «настольные книги». Мне лазейку надо найти - в каких случаях мы (как перевозчик или экспедитор) можем заполнять CMR при экспорте. А как же фраза из Закона?
Беларусь
ну просто так29.08.2008 12:12:32
Хорошо, жую.. Берете Инструкцию и читаете: «.. 3. CMR-накладная выписывается ОТПРАВИТЕЛЕМ не менее чем на четырех страницах.» - постановление Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 24 июня 2004 г. N 23 «Об утверждении бланка международной товарно-транспортной накладной »CMR« и инструкции по ее заполнению» (НРПА РБ, 2004 г., N 141, 8/11404)
Беларусь
Татьяна В. to НПТ29.08.2008 12:06:36
Ну и где в Законе или Инструкции прописано разграничение по направлениям,т.е. при импорте можно и тем и другим оформлять свои ЦМР, а при экспорте - только вот этим (отправителям)и никому другому?
Беларусь
ну просто так29.08.2008 12:00:58
Извини, не обратил внимание. При экспорте оформляет только Отправитель, никакие перевозчики ьелорусские тут не катят.
Беларусь
Татьяна В. to НПТ29.08.2008 11:48:41
при условии, если это не противоречит законодательству страны отправителя ======================================================== Что ж тут может противоречить, если это экспорт и страна-отправитель- это ж мы?
Беларусь
ну просто так29.08.2008 11:42:35
А вот, если мы оговорим, что эта обязанность возлагается на экспедитора или перевозчика (они тоже имеют право получать ЦМР), при таком условии мы ничего не нарушим? -- при условии, если это не противоречит законодательству страны отправителя :))
Беларусь
Татьяна В. to НПТ29.08.2008 11:16:08
По поводу CMR как БСО и непередачи накладной третьим лицам,а также порядка заполнения граф CMR ничего непонятного и не было. Вопрос был в том: при каких условиях СМR, полученная перевозчиком или экспедитором при экспорте может быть заполнена отправителем.Если следовать норме Закона об автомоб. перевозках, если сторонами договора автомобильной перевозки груза не установлено иное,то обязанность составления товарно-транспортной накладной возлагается на грузоотправителя.А вот, если мы оговорим, что эта обязанность возлагается на экспедитора или перевозчика (они тоже имеют право получать ЦМР), при таком условии мы ничего не нарушим?
Беларусь
ну просто так29.08.2008 10:18:29
А что тут непонятного то? CMR, енто БСО, никому нафиг не передается, ни постороннему водиле, ни сторонней организации, оформляет отправитель. Белорусский бланк перевозчика может у Вас оказаться только в одном случае, если к Вам поступил груз перевозимый белорусским перевозчиком из-за бугра, точнее из страны, где национальным законодательством разрешено, точнее им ентим странам пофиг, на каком национальном бланке CMR оформляется. Явно из этого пофигистического списка исключена Россия.
Беларусь
ТатьянаА29.08.2008 10:04:22
Вопрос: Обязательно ли заполнение графы 6 «Знаки и номера»? Если нет, то в каких случаях это необходимо? Ответ: В графе 6 «Знаки и номера» указываются знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых грузов. В обязательном порядке эта графа заполняется при перевозке опасных грузов, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). При перевозке иных грузов в этой графе может указываться класс груза в соответствии с действующей классификацией.
Вопрос: Обязательно ли заполнение графы 15 «Условия оплаты»? Ответ: Данная графа подлежит заполнению грузоотправителем. Согласно п.19 Инструкции в графе 15 «Условия оплаты» указываются условия оплаты за товар по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в действующей редакции. Таким образом, данная графа заполняется грузоотправителем на основании договора, заключенного с покупателем товаров, в котором указываются условия поставки.
Вопрос: Согласно п.25 Инструкции в графе 23 перевозчиком проставляются дата и номер путевого листа, по которому осуществляется перевозка груза. Однако в путевом листе грузового автомобиля, выполняющего перевозки в международном сообщении (форма 4), указание даты не предусмотрено. Есть лишь строка «Выезд разрешен приказом № __ от ______». Какую дату путевого листа необходимо указывать при оформлении накладной «CMR»? Ответ: Графа 23 накладной «CMR» заполняется перевозчиком. В ней проставляются дата и номер путевого листа, по которому осуществляется перевозка. Датой путевого листа грузового автомобиля, выполняющего перевозки в международном сообщении (форма 4), является дата, указанная на лицевой стороне путевого листа в строке «Выезд разрешен приказом № __ от ______».
Вопрос: Каким образом следует применять п.28 Инструкции? Обязательно ли указание тарифа в накладной «CMR»? В каких случаях графы 19, 27, 28 и 29 заполняются, а в каких - нет? Ответ: Согласно п.28 Инструкции в графах 19, 27, 28 и 29, оформляемых перевозчиком, указывается информация о применяемом тарифе (сдельный, договорной), а также указывается стоимость перевозки согласно тарифным расстояниям и стоимости дополнительно оплачиваемых услуг (использование специального транспорта, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и т.д.). В случае совершения перевозки на договорных началах, когда размер фрахта предварительно не устанавливается, указанные графы не заполняются. В соответствии с разъяснениями Минтранса РБ, представленными в письме от 02.12.2004 № 03-2/1350, графа 19 бланка накладной «CMR» заполняется в случае, когда размер тарифной ставки на перевозку груза оговорен в договоре автомобильной перевозки с отправителем груза. В случае когда заказчиком - плательщиком автомобильной перевозки является экспедитор и перевозка осуществляется на договорных началах, графа 19 бланка накладной «CMR» перевозчиком не заполняется.
18.01.2005 г.
Алексей Федотов, консультант департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь
Журнал «Главный Бухгалтер. Транспорт» № 1, 2005 г.
Беларусь
ТатьянаА29.08.2008 10:03:22
ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНОЙ НАКЛАДНОЙ «CMR» (В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)
Форма и порядок заполнения международной товарно-транспортной накладной «CMR» (далее - накладная «CMR») утверждены постановлением Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 24.06.2004 № 23 «Об утверждении бланка международной товарно-транспортной накладной «СMR» и инструкции по ее заполнению» (далее - постановление). Ниже приводятся ответы на типичные вопросы, возникающие при применении постановления на практике.
Вопрос: Организация собственным транспортом доставляет для собственных нужд товары от зарубежного поставщика. Оформляется ли при этом накладная «CMR» в соответствии с требованиями постановления или выписывается накладная, предусмотренная для данных целей в стране поставщика? Ответ: В соответствии с п.1 Инструкции по заполнению международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденной постановлением (далее - Инструкция), при отправлении груза с территории иных государств может применяться как утвержденная постановлением накладная «CMR», так и накладная «CMR» страны отправителя. При этом заполнение накладной «CMR» может производиться как в соответствии с нормами постановления, так и в соответствии с национальным законодательством страны отправителя (вне зависимости от того, используется ли бланк формы, утвержденной постановлением, либо бланк, соответствующий законодательству страны поставщика).
Вопрос: Согласно п.3 Инструкции накладная «CMR» выписывается отправителем. Какая из сторон должна при этом предоставить бланк накладной «CMR» - грузоотправитель, перевозчик либо экспедитор? В каких случаях могут применяться бланки, зарегистрированные на каждого из вышеперечисленных субъектов? Ответ: В соответствии с п.2 Инструкции бланки накладной «CMR» могут приобретаться отправителями грузов, экспедиторами и перевозчиками Республики Беларусь. Следовательно, бланк накладной «CMR» может быть предоставлен любой из указанных сторон в соответствии с договором перевозки.
Вопрос: Может ли накладная «CMR» выписываться в количестве большем, чем 4 экземпляра, ведь зачастую необходимо большее число оригиналов накладной, так как их иногда забирает таможня, либо необходимо предоставить экспедитору и заказчику по экземпляру и т.п.? Ответ: Накладная «CMR» выписывается в количестве не менее 4 страниц. В соответствии с п.2 Инструкции накладная «CMR» представляет собой бланк, состоящий из десяти (четырнадцати) страниц незаполненных граф, отпечатанных на самокопирующейся бумаге, имеет учетную серию и номер, одинаковые для всех страниц. Реквизиты бланка накладной «CMR» приведены на русском и немецком языках. Накладная «CMR» выписывается отправителем не менее чем на четырех страницах. Первые четыре страницы накладной «CMR» имеют собственное наименование, которое присваивается типографским способом: первая страница накладной «CMR» называется «1 Экземпляр для отправителя»; вторая страница накладной «CMR» называется «2 Экземпляр для получателя»; третья страница накладной «CMR» называется «3 Экземпляр для перевозчика»; четвертая страница накладной «CMR» называется «4 Для расчетов». Все последующие страницы не имеют специального наименования. Первая страница накладной «CMR» «1 Экземпляр для отправителя» остается у отправителя и предназначается для подтверждения факта отправки груза и расчетов. Вторая, третья и четвертая страницы в обязательном порядке должны быть заверены подписями и печатями (штампами) отправителя, подписями представителя перевозчика (водителя, экспедитора). Вторая страница накладной «CMR» «2 Экземпляр для получателя» сопровождает груз и сдается водителем (экспедитором) получателю и предназначается для подтверждения факта получения (доставки) груза. Третья и четвертая страницы накладной «CMR» «3 Экземпляр для перевозчика», «4 Для расчетов», заверенные подписями и печатями (штампами) отправителя и получателя груза, сдаются перевозчику. Четвертую страницу накладной «CMR», служащую основанием для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает заказчику - плательщику перевозки (отправителю, получателю, экспедитору), а третья - прилагается к путевому листу и служит основанием для учета оказанных транспортных услуг и начисления заработной платы водителю. Все последующие дополнительные страницы накладной «CMR», заверенные подписями и печатями (штампами) отправителя и подписями перевозчика (водителя, экспедитора), предназначаются для таможенных (при осуществлении таможенного оформления не менее трех страниц) и других органов, а количество дополнительных страниц накладной «CMR» определяется условиями перевозки. При перевозке грузов в адрес нескольких получателей накладная «CMR» заполняется на каждого получателя груза. Следовательно, комплектность в 4 страницы - минимальная величина. Стороны при согласовании условий перевозки определяют необходимое количество страниц накладной «CMR». Количество дополнительных страниц не ограничивается.
Вопрос: Обязательно ли указание в графах «Отправитель» и «Получатель» телефонов организаций, производящих отгрузку и получение груза? Ответ: В соответствии с п.7 Инструкции в графах 1 «Отправитель (наименование, адрес, страна)», 2 «Получатель (наименование, адрес, страна)» указываются наименование, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза. При этом номера телефонов указываются при их наличии.
Вопрос: Какие документы необходимо указывать в графе 5 «Прилагаемые документы»? Ответ: В графе 5 «Прилагаемые документы» накладной «CMR» грузоотправитель должен указать перечень прилагаемых документов на отправляемый груз, в т.ч.: - ветеринарный сертификат (если осуществляется перевозка животных, продуктов животного происхождения, сырья животного происхождения, корма для животных, ветеринарных препаратов и других грузов, подлежащих ветеринарному надзору); - карантинный сертификат (для подкарантинных материалов); - фитосанитарный сертификат (при перевозке соответствующих грузов); - отгрузочную спецификацию; - сертификат соответствия качества (если осуществляется перевозка промышленных и продовольственных товаров); - сертификат происхождения; - разрешение соответствующих органов государственного управления при вывозе грузов, на которые оно необходимо; - акт загрузки автомобиля; - счет-фактуру (invoice). Грузоотправитель несет ответственность за все расходы и убытки, возникшие у перевозчика вследствие неправильности или недостаточности указанных в накладной данных, заполнение которых возложено на грузоотправителя.
Вопрос: Обязательно ли заполнение графы 6 «Знаки и номера»? Если нет, то в каких случаях это необходимо? Ответ: В графе 6 «Знаки и номера»