Еще по теме: ВОПРОС: Вправе ли коммерческая организация, импортирующая товары в Республику Беларусь для их последующей реализации, учитывать при формировании цен расходы на транспортно-экспедиционные услуги или с этой целью она может учесть только расходы на оплату услуг перевозчика?
ОТВЕТ: По мнению автора, организация при формировании цен вправе учитывать расходы на транспортно-экспедиционные услуги, так как они относятся к транспортным.
Так, в соответствии с п.12 Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 (далее - Инструкция), отпускные цены на товары иностранного происхождения, ввезенные субъектами предпринимательской деятельности (далее - импортеры) для последующей реализации на территории Республики Беларусь, формируются путем добавления оптовой надбавки в размере не более 30 % к сумме контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, по страхованию, процентов по кредитам, за исключением товаров согласно приложению 1 к Инструкции, отпускные цены на которые формируются с учетом конъюнктуры рынка. Контрактные цены в иностранной валюте пересчитываются по официальному курсу Нацбанка РБ на дату формирования цены.
Как видим, Инструкция предусматривает, что импортеры вправе до расчета оптовой надбавки учесть в цене товара транспортные расходы. При этом Инструкция не дает определения понятию «транспортные расходы». В то же время нельзя не отметить, что в Инструкции речь идет именно о транспортных расходах, а не о расходах по оплате услуг перевозчика.
В соответствии со ст.739 Гражданского кодекса РБ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно же ст.755 данного Кодекса по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и маршрутом, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Кроме того, в Республике Беларусь действует Закон РБ от 05.05.1998 № 140-З «Об основах транспортной деятельности», в соответствии со ст.3 которого транспортная деятельность - совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, речным и другими видами транспорта или комбинацией этих видов транспорта, а также транспортно-экспедиционная деятельность и другие связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые на договорной основе или других законных основаниях.
Статьей 12 этого же Закона предусмотрено, что транспортные работы и услуги выполняются на основе договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, транспортной экспедиции и иных договоров, заключаемых субъектами транспортной деятельности в порядке и форме, предусмотренных актами законодательства Республики Беларусь. В свою очередь ст.13 данного Закона устанавливает, что за перевозку грузов, пассажиров и багажа, услуги, выполняемые по договору транспортной экспедиции, а также за выполнение других транспортных работ и услуг взимается плата, определяемая соглашением сторон, если иное не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь.
Таким образом, принимая во внимание приведенные положения законодательства, необходимо признать, что к транспортным расходам организации относятся не только расходы импортера на выплату вознаграждения по договору перевозки. Понятие транспортных расходов более широкое и включает расходы, связанные с транспортировкой грузов, а не только их перевозкой.
15.10.2008 г.
Юрий Веремейко, юрист
Ирина Изотова, аудитор
Журнал «Главный Бухгалтер. Ценообразование» № 10, 2008 г.
Беларусь
.нпт - Uri10.10.2008 16:20:46
Uri 18.09.2008 9:49:34 Не очень понял тебя. Все таки по тексту иной смысл « ...иных расходов, связанных с выполнением УСТАНОВЛЕННЫХ законодательством требований при импорте товаров» - услуги траспортно-экспедиционные, например, в части экспедиционных, не являются установленными законодательством ТРЕБОВАНИЯМИ для импорта товаров. А вот например стоимость услуг по наклейке контрольных марок на товар за пределами РБ -явно являются установленными законодательством для импорта определенных категорий товаров.
Беларусь
ну просто так - Эд18.09.2008 11:36:18
Смотрел.. Смущает область применения ОК РБ ентого, по текту так: «Настоящий классификатор предназначен для использования в области учета, статистики, анализа и прогнозирования.» - катит ди он с такой областью применения для этих целей?
Беларусь
ну просто так - Uri18.09.2008 11:19:15
Uri 18.09.2008 9:49:34 по 183-ему не «иные», а «иных расходов, связанных с выполнением УСТАНОВЛЕННЫХ законодательством требований при импорте товаров». - Например законодательством не установлены требования по операциям с товаром на территории иных государств! - Например в портах перегрузки товара с одного транспорта на иной, например контракт на условиях СИФ порт Роттердам, а далее до Гомеля автотранспортом. Вопрос: хранение в порту до прибытия автотранспорта в цену?
Беларусь
Эд18.09.2008 10:46:28
Состав транспортных расходов, кроме собственно перевозки груза, можно нарыть из 005-2006 ОК РБ, гр.63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность»:
– Транспортная обработка грузов (погрузка и разгрузка грузов и багажа пассажиров, независимо от вида транспорта, используемого для перевозки; погрузку, включая крепление груза, и разгрузку судов (стивидорные работы); – Хранение и складирование (услуги по хранению и складированию всех видов товаров, предоставляемые складами общего назначения, складами-холодильниками, зернохранилищами и т. п., а также хранение товаров во внешнеторговых зонах. Эти услуги могут оказываться как товарными складами общего пользования, выдающими складские свидетельства, так и не являющимися таковыми); – Организация перевозок грузов (все, что включает подкласс 63400). _______
Беларусь
Ксюша18.09.2008 10:01:20
Мне кажется, что разница в том, что транспортные - это исключительно доставка товара транспортником, а расходы по доставке включали еще и услуги транспортной экспедиции.
Беларусь
Натала18.09.2008 9:58:41
мы тоже внимание обратили - раньше в договорах если не оговаривали пункт доставки - следовательно, не включали расходы по доставке в цену, а вот при оговорке такой могли бы! а сейчас - кажется)) не надо оговаривать пункт доставки - а можно все равно расходы по доставке включить в цену... так что ли получается? ох, сомнительно все это !
Беларусь
Кнопка18.09.2008 9:53:28
а платим мы за транспортно-экспедиторские услуги! могет надо разделять теперь...
Беларусь
Uri18.09.2008 9:49:34
Привет! А разница, то есть!!! Но, если раньше мы пихали в расходы по доставке, то теперь будем «транспортные расходы» + «иные расходы» (связанные с получением импортного товара). Я тут страха не увидел.
Беларусь
ну просто так18.09.2008 9:35:51
И что енто я один только тут вижу задниц.. т.е. разницу?