Добрый день! Прошу Вас, помочь разобраться в следующей ситуации: По возвращении из командировки директор предоставил корешок ПКО (приходного кассового ордера). в ПКО указано: ИП Иванова С.С. принято (деньги - фио директора) основание: ЗА ПРОЖИВАНИЕ сумма с ндс 180 000 дата 10.11.08 (ИП без печати, стоит 1 подпись. Квартира снималась на сутки) И ВСЕ!!! Сумма не маленькая, а потому возникает вопрос: как мне принять такой ПКО к учета? какой срок тогда взять за основу командировки? (10 ноября ???) В ПКО стоит 10.11.08 - но это ведь только дата оприходования денег в кассу. ЧТО ДЕЛАТЬ? Принять в том виде, в котором есть? или просить акт выполненных работ или счет-фактуру для оплаты в которой будет указан срок проживания??? кто сталкивался с аналогичным, подскажите пожалуйста выход из ситуации.
2. Подпунктом 2.2.10.3 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Минэкономики 26.01.1998 № 19-12/397, Минфином 30.01.1998 № 3, Минстатом 30.01.1998 № 01-21/8 и Минтрудом РБ 30.01.1998 № 03-02-07/300, определено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью.
Согласно подп.4-2.35 ст.3 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-ХII «О налогах на доходы и прибыль» расходы организации на командировки в соответствии с нормами, установленными в порядке, предусмотренном ТК, относятся к прочим затратам по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемым при налогообложении.
Таким образом, если расходы по проживанию на частной квартире во время командировки подтверждены документально, с соблюдением вышеперечисленных норм законодательства, то они могут быть отнесены на себестоимость и включены в состав затрат, учитываемых при налогообложении.
04.01.2008 г.
Маргарита Згировская, аудитор
Журнал «Главный Бухгалтер» № 1, 2008 г.
Беларусь
"Анонимно"01.12.2008 13:27:33
Нашла в Главбух-инфо похожую ситуацию:
ПРАКТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ: ПОДТВЕРЖДЕНИЕ РАСХОДОВ ПО КОМАНДИРОВКЕ
Ситуация
Сотрудник организации был в командировке в г.Витебске с 25 июня по 25 июля 2007 г. При составлении авансового отчета в качестве документа, подтверждающего оплату проживания на частной квартире, была приложена квитанция к талону формы 20-ФС.
В отчете по командировке работник пояснил, что, поскольку в г.Витебске в это время проходил фестиваль «Славянский базар», свободных мест в гостинице не оказалось и он вынужден был снять квартиру. Руководитель организации утвердил отчет по командировке и произведенные командировочные расходы.
В приведенной ситуации возникают следующие вопросы:
1) можно ли принять в качестве первичного документа, подтверждающего оплату проживания во время командировки, квитанцию к талону формы 20-ФС?
2) можно ли командировочные расходы по проживанию на частной квартире отнести на себестоимость и отразить в составе затрат, учитываемых при налогообложении?
Для того чтобы ответить на данные вопросы, обратимся к нормам законодательства.
1. Согласно ст.95 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) при служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику следующие расходы:
1) по проезду к месту служебной командировки и обратно;
2) по найму жилого помещения;
3) за проживание вне места постоянного жительства (суточные);
4) иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы.
Командированному работнику расходы по найму жилого помещения (исключая время нахождения в пути) возмещаются в размере подлинных оплаченных счетов или квитанций и других документов, подтверждающих размер фактически понесенных расходов (кроме тех случаев, когда командированному работнику предоставляется бесплатное помещение). Возмещение расходов за проживание в номерах «люкс» допускается в исключительных случаях с разрешения нанимателя (подп.7.2 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.04.2000 № 35).
Размеры возмещения расходов при служебных командировках, осуществляемых в пределах Республики Беларусь, по найму жилого помещения без представления подтверждающих документов с 1 января 2006 г. составляли 3 600 руб. (постановление Минфина РБ от 22.12.2005 № 155 «Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках»), с 1 января 2008 г. - 4 500 руб. (постановление Минфина РБ от 21.12.2007 № 197).
В авансовом отчете, предъявляемом работником в бухгалтерию, должны быть указаны произведенные расходы по найму жилого помещения, проезду, сумма суточных за фактические дни нахождения в служебной командировке и другие подлежащие возмещению расходы.
К авансовому отчету прилагаются следующие документы: командировочное удостоверение с заверенными отметками о дне прибытия и дне выбытия из места командирования; проездные документы, подтверждающие фактические расходы по проезду к месту командировки и обратно; оплаченные счета, квитанции или другие документы, подтверждающие фактические расходы по найму жилого помещения и иные расходы; отчет о проделанной работе (по требованию нанимателя).
Итак, изучив нормы законодательства, регулирующие возмещение командировочных расходов по проживанию, мы видим, что работнику должны быть возмещены документально подтвержденные расходы по найму жилого помещения и ни в одном из нормативных актов не указано, что это непременно должны быть расходы по проживанию в гостинице. Согласно ст.101 Жилищного кодекса РБ граждане и юридические лица негосударственной формы собственности имеют право в порядке, установленном законодательством РБ, в целом либо по частям сдавать по договору найма жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности. Аналогичная норма содержится и в ст.272 Гражданского кодекса РБ.
В отношении документального оформления фактически понесенных расходов на проживание поясним следующее.
В соответствии с подп.1.13 п.1 ст.22 Общей части Налогового кодекса РБ при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщик обязан обеспечить прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством.
С 15 февраля 2007 г. согласно подп.2.2 постановления Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов в случаях оказания услуг по проживанию в общежитии и сдаче внаем квартир.
Согласно Правилам ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Правления Нацбанка РБ от 26.03.2003 № 57 (далее - Правила), лица, получившие наличные деньги под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки, исключая день прибытия, предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и возвратить в кассу неиспользованные наличные деньги, за исключением случаев, установленных абзацем первым части второй ст.107 ТК, в которой речь идет об удержании из заработной платы работника подотчетных сумм по распоряжению нанимателя. При использовании банковской пластиковой карточки (корпоративной или личной) работник предъявляет отчет об израсходованных суммах с приложением к нему карт-чеков (слипов) и иных документов не позднее 15 (3) рабочих дней со дня возвращения из служебной командировки. Пунктом 33 Правил установлено, что документами, подтверждающими произведенные расходы по приобретению (поступлению, изготовлению, выполнению) продукции (товаров, работ, услуг), являются: кассовый ордер формы КО-1, квитанция формы КВ-1, квитанция формы 20-ФС, другие приходные документы, утвержденные в соответствии с законодательством РБ.
Бланк талона формы 20-ФС утвержден приказом Минфина РБ от 29.10.1999 № 311 и применяется для приема денежных средств при реализации юридическими и физическими лицами продукции (товаров, работ, услуг) за наличный расчет. Заполненные корешки талонов остаются у продавца и хранятся у юридического (физического) лица, а квитанция талона выдается покупателю (заказчику). Продавец при реализации продукции (товаров, работ, услуг) обязан правильно заполнить все реквизиты талона. Исправления на бланках талонов не допускаются. Отметим, что информация об изготовленных и реализованных бланках талонов формы 20-ФС вносится в электронный банк данных согласно постановлению МНС РБ от 05.04.2002 № 43.
Таким образом, на первый вопрос можно ответить утвердительно: да, в качестве первичного документа, подтверждающего оплату за проживание во время командировки, можно принять квитанцию к талону формы 20-ФС.
2. Подпунктом 2.2.10.3 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Минэкономики 26.01.1998 № 19-12/397, Минфином 30.01.1998 № 3, Минстатом 30.01.1998 № 01-21/8 и Минтрудом РБ 30.01.1998 № 03-02-07/300, определено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью
Беларусь
"Анонимно"01.12.2008 12:48:11
Вообще, оплата проживания согласно предоставленным счетам. И если нормы проживания, относимые на с/ст, по загранкомандировкам четко прописаны, то по родной стране я что-то не припомню, чтобы они нормировались. Хорошо, раз сумма вас смущает, попробуйте связаться с этой ИП-шницей, может смилуется и акт вам даст. Или возместите директору и спишите за счет чистой прибыли проживание. Но возместить вы ему в любом случае обязаны, человек потратил свои деньги.
Беларусь
Alexsis01.12.2008 12:30:15
По ком.удостоверению стоит 10 прибыл 11 убыл. Но ведь ни о том речь... Инетерсовало больше всего то, почему не дают акт? ну или хотя бы счет-фактуру... Откуда мне знать.. может эта сумма за неделю...
Беларусь
"Анонимно"01.12.2008 12:14:02
А по командировочному удостоверению какой срок командировки у него был? Отметки принимающая сторона ему же ставила.