=Облачный налог все-таки ввели. Правда, пока никто не понимает, как его собрать=
Обеими палатами парламента приняты поправки в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми, в частности, вводится НДС с оборотов по реализации электронных услуг, оказываемых на территории Беларуси иностранными компаниями. НДС будут облагаться практически все услуги в интернете, в частности, по использованию электронных книг, прослушиванию музыки, продаже информации, IP-телефония (в том числе такие системы, как Skype и Viber), продажа игр и т. д. Но теперь проблема – как собрать этот налог, ведь большинство компаний не имеют представительств в Беларуси, про нашу страну вообще не слышали и даже не подозревают, чтоы мы хотим получать от них налоги в бюджет. Тем не менее, как пояснил министр финансов РБ Владимир Амарин, подобное налогообложение является мировой практикой. За рубежом такой налог иногда называют облачным. Министр уточнил, что в ЕС подобный порядок взимания НДС действует с 2015 года, а в России аналогичное правило вводится с 2017 года. В Беларуси данные нормы вступят в силу в 2018 году, что «дает время на изучение практики взимания НДС по таким услугам». На самом деле, это время – придумать, как исхитриться, и хоть какие-то деньги хоть с кого-нибудь собрать. Напомним, что если зарубежная компания не имеет представительства на территории Беларуси, то она не обязана подчиняться нашим законам.
Вообще-то ничего страшного нет. Главное, чтобы «под ёлку» как обычно, измы не подсунули.
Беларусь
Натали12.10.2016 17:14:45
то изменится в подсчете и уплате налогов в 2017, если будут приняты поправки в Налоговый кодекс? О важных моментах, на которые уже сейчас стоит обратить внимание, рассказывает Ольга Иваненко, учредитель, консультант по налогам бухгалтерской компании «БизнесСтарт», учредитель «Бинесстарт-инвест».
— В этом году принятие поправок в Налоговый кодекс происходит оперативнее. Сегодня проект изменений в НК уже одобрен в парламенте.
Вот несколько важных изменений, которые могут стать реальностью в следующем году. Ужесточение контроля над «оптимизацией налогов» и обоснованностью затрат
В налоговом учете предлагается отражать только экономически обоснованные затраты. Для этого предлагается дополнить положения статьи 130 НК.
Изменение планировалось внести еще в предыдущей редакции кодекса. В случае его принятия в новой редакции на 2017 это станет серьезной новостью. Для компаний увеличивается риск доначисления налогов. Предлагается определить вот эти критерии для отнесения затрат к экономически необоснованным:
1. Отсутствие факта поступления товара (нематериального актива), оказания услуги, выполнения работы. Имеется в виду, что услуга была оказана только «на бумаге», но фактически не была произведена. Цель — занижение налоговой базы по налогу на прибыль, а также обналичивание денежных средств.
2. Оказание услуги, выполнение работы ИП/компанией, один из учредителей которой находится в трудовых отношениях с плательщиком налогов. И такие услуги относятся к фактическим трудовым обязанностям.
Речь идет о маркетинговых услугах, услугах управляющего и пр., которые оказывали своим компаниям учредители с целью «оптимизации налогообложения». Стоит обратить внимание, что ранее ИМНС при расчете налогов не имела права «снимать» с общей суммы затрат подобные услуги.
Остается вопросом, как конкретно налоговые органы будут оценивать обоснованность затрат и их факт. Но это покажет время.
Пример. Директор предприятия, он же ИП, ежемесячно оказывает своему предприятию услуги. ИП находится на УСН (упрощенная система налогообложения). Предприятие — на полной системе налогообложения.
Зарплата директора 800 руб. в месяц. ИП оказывает услуги на 3500 руб. При этом директор работает на полную ставку.
У налоговой возникает два вопроса: • Где ИП (он же директор) находит время на оказание услуги • Как услуги за 3500 повлияли на деятельность компании — ее качественные показатели, такие как выручка, прибыль, портфель заказов
При том, что на рынке существует подобное предложение от сторонних компаний по цене 1000 руб. Значит, по мнению ИМНС, 2500 — необоснованные затраты.
Вывод. Нужно будет готовиться к тому, что в борьбе с теневыми схемами, как всегда, пострадают и добропорядочные налогоплательщики. Которым придется пояснять суть своих платежей. Интернет-магазины и УСН
Компании, которые зарегистрировали в Торговом реестре интернет-магазины, но онлайн-торговлей не занимались, по проекту закона получат со следующего года право применять УСН.
При условии, что такие интернет-магазины будут исключены из реестра до 31.12.2016. И при этом у компаний соблюден критерий выручки, установленный для плательщиков УСН. Напомним, что интернет-магазины потеряли право применять УСН на 2 года ввиду их нахождения в Торговом реестре.
Нововведение может быть актуально для бизнесов, которые, например, зарегистрировали когда-то интернет-магазин только лишь для того, чтобы их клиенты могли осуществлять расчеты карточкой. И сейчас были лишены права работать по упрощенке. Хотя никогда и не занималась розничной торговлей, а, например, оказывали услуги офлайн. Репутационный риск
На сайте МНС будет размещаться перечень организаций и ИП, имеющих задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням на 1-е число месяца, следующего за отчетным. Дополнения планируется внести в статью 401 НК.
В перечень планируется включить: • УНП и полное наименование организации • Имя-фамилию индивидуального предпринимателя Оказание помощи
Коммерческим организациям предоставлено право оказывать помощь (подпункт 1.2 статьи 140 проекта НК) организациям из социальной сферы.
Например, бюджетным организациям в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта, религиозным организациям, некоторым благотворительным фондам. Направлять можно будет, по проекту изменений, до 10% прибыли. Новый вид налоговой проверки
В случае восстановления (после утери документов, например) плательщиком бухгалтерского, налогового учета и представлении в ИМНС документов, связанных с налогообложением, у налоговой инспекции возникает обязанность пересмотра сумм налогов, сборов (пошлин).
В случае, если изменения будут приняты, появится такой вид, как проверка после восстановления учета.
Основанием для назначения проверки, для изучения восстановленных компанией документов, предлагается дополнить подпункт 2.2 статьи 69 НК.