|
В организации, занимающейся внутриреспубликанскими грузоперевозками, для целей контроля за передвижением автотранспорта используется система GPS-мониторинга. В текущем месяце организация приобрела у специализированной организации навигационный бортовой терминал стоимостью 1920000 руб. (в том числе НДС 320000 руб.) (в стоимость терминала включена и его установка). Указанный терминал установлен на грузовом автомобиле, который организация приобрела ранее и учла в составе основных средств <*>. -------------------------------- <*> Приобретение автомобиля не рассматривается.
Установленный терминал позволяет определять местоположение автомобиля в режиме реального времени и осуществлять сбор данных о местоположении по времени, включая место и время остановок, о пройденном маршруте. Терминал выполняет свою функцию автономно и не подключен к бортовому оборудованию автомобиля, при необходимости может быть снят с данного автомобиля и установлен на другой. Указанный терминал организация предполагает использовать в течение срока, превышающего 12 месяцев. Учетной политикой организации не установлено каких-либо дополнительных критериев отнесения имущества к основным средствам, помимо установленных п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 N 26 (далее - Инструкция N 26), и организация GPS-навигаторы всех видов, системы на базе GPS учитывает в составе основных средств при выполнении условий их признания основными средствами.
Бухгалтерский учет В рассматриваемой ситуации на автомобиль, уже принятый к бухгалтерскому учету в составе основных средств, установлено автономное оборудование, позволяющее определять его месторасположение, маршрут, пройденный путь. Перед тем как принять оборудование к учету, его необходимо классифицировать, т.е. определить, в составе какого вида актива учитывать. Согласно п. 14 Инструкции N 26 стоимость основных средств, уже принятых к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, в том числе за исключением случаев реконструкции (модернизации, реставрации), проведения иных аналогичных работ. При этом одним из видов работ, при которых изменяется стоимость объектов основных средств, является дооборудование объектов. Согласно приложению 5 к Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 N 37/18/6 (далее - Инструкция N 37/18/6), дооборудованием объекта основных средств является совокупность работ по дополнению технологической схемы объекта конструктивными элементами и системами с получением новых дополнительных возможностей объекта или улучшением качественных и / или количественных технико-экономических показателей. При этом изменяются технико-экономические показатели, конструкция и комплектация объекта основных средств, может измениться ресурс. В рассматриваемом случае приобретенный навигационный бортовой терминал - это дополнительно устанавливаемое на грузовой автомобиль оборудование, конструктивно с ним не связанное, которое может быть снято с этого транспортного средства и поставлено на другое. При установке навигационного терминала у автомобиля не появляется новых дополнительных возможностей или же улучшения качественных и / или количественных технико-экономических показателей. Можно сказать, что установка навигационного терминала повышает эффективность управления движением автотранспорта и уровень безопасности перевозок, однако происходит это не за счет улучшения эксплуатационных характеристик самого автомобиля, а за счет более рациональной организации производственного процесса. В связи с этим полагаем, что в данной ситуации установка навигационного бортового терминала не является дооборудованием грузового автомобиля. Кроме того, в обоснование данной позиции можно привести также следующий аргумент. Согласно п. 6 Инструкции N 26 инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы. А комплексом конструктивно сочлененных предметов является один или несколько предметов, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять определенные функции только в составе комплекса. В рассматриваемой ситуации навигационный бортовой терминал и автомобиль не имеют общего управления и выполняют различные самостоятельные функции. Следовательно, они не могут учитываться в составе одного инвентарного объекта. Таким образом, в данной ситуации навигационный бортовой терминал принимается к учету как самостоятельный объект. Согласно п. 4 Инструкции N 26 организацией в качестве основных средств принимаются к бухгалтерскому учету активы, имеющие материально-вещественную форму, при одновременном выполнении следующих условий признания: - активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством; - организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов; - активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев; - организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения; - первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена. В рассматриваемом случае все указанные условия признания выполняются: терминал предназначен для использования в деятельности организации в течение срока, превышающего 12 месяцев; в результате его применения процесс использования автотранспорта в организации становится более эффективным, от чего организация получает экономические выгоды; стоимость терминала может быть достоверно определена. В связи с этим считаем, что в рассматриваемой ситуации организация вправе принять навигационный бортовой терминал к учету как отдельный объект основных средств (как конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций) (п. 4, 6 Инструкции N 26). Приобретенные основные средства принимаются на учет по первоначальной стоимости, определяемой в сумме фактических затрат на их приобретение. Фактические затраты на приобретение объектов основных средств отражаются бухгалтерской записью по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и других счетов. Сформированная первоначальная стоимость приобретенных основных средств отражается по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» (п. 10, 11 Инструкции N 26; п. 13 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 N 50).
Беларусь
|
|