ВОПРОС (ЗАО «МЗ»): Следует ли составлять первичный учетный документ для отражения в бухгалтерском учете начисленной арендной платы за месяц за пользование имуществом? Какие реквизиты следует в нем указать и как называется данный первичный учетный документ?
ОТВЕТ: По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст.577 Гражданского кодекса РБ).
Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» (далее - Указ № 114), п.1 ст.10 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон о бухгалтерском учете и отчетности)).
В соответствии со ст.1 Закона о бухгалтерском учете и отчетности первичный учетный документ - документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета.
Формы первичных учетных документов включены в перечень первичных учетных документов, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360 (далее - перечень).
Формы первичных учетных документов, не включенных в перечень, могут утверждаться республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов РБ либо руководителем организации (подп.1.3 п.1 Указа № 114, п.4 ст.10 Закона о бухгалтерском учете и отчетности).
Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом РБ, должны содержать следующие сведения (подп.1.4 п.1 Указа № 114, п.2 ст.10 Закона о бухгалтерском учете и отчетности):
• наименование документа, дату его составления;
• наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя;
• содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях);
• должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
С учетом изложенного в бухгалтерском учете начисленные суммы арендной платы за месяц отражаются на основании первичного учетного документа, форма которого утверждена организацией самостоятельно (например, акт о предоставлении во временное владение и пользование или во временное пользование и иные первичные учетные документы).
Данный первичный учетный документ должен содержать обязательные для первичного учетного документа сведения, установленные подп.1.4 п.1 Указа № 114, п.2 ст.10 Закона о бухгалтерском учете и отчетности.
30.05.2014
Наталия Гуринович, консультант отдела методологии бухгалтерского учета Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь
Если Вам арендодатель не предоставляет акт, но Вы должны со своей стороны подписать счет-фактуру
Беларусь
"Анонимно"28.11.2016 16:34:07
радуйтесь, что счет предоставляют. мне с/ф достаточно, об этом в 107 статье написано
Беларусь
"Анонимно"28.11.2016 16:31:31
а какой вы акт хотите увидеть по аренде? мы как арендодатели вам никаких услуг, работ и т.д. не предоставляем