http://www.nalog.gov.by/ru/chapter7-TC/ Общая часть НК РБ ГЛАВА 7. ЗАЧЕТ, ВОЗВРАТ НАЛОГОВ, СБОРОВ (ПОШЛИН), ПЕНЕЙ, А ТАКЖЕ ИНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ Статья 60. Зачет, возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени ... 5. Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени производится налоговым органом самостоятельно в течение пяти рабочих дней со дня выявления факта наличия у плательщика (иного обязанного лица) неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней, а в случае выявления факта наличия неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней в результате проверки (за исключением камеральной) – в течение пяти рабочих дней со дня вынесения решения по акту проверки. Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени может быть произведен не позднее трех лет со дня уплаты указанной суммы. ... Статья 61. Зачет, возврат излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пени, а также иных денежных средств ==================================================== «ГБ», 2017, № 46. Налоговая сфера взаимоотношений государства и плательщика претерпела корректировки (Комментарий к п.п.5.3–5.5 п.5 Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»). С 26 февраля 2018г. налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи в бюджет, государственные внебюджетные фонды не будут взыскиваться с плательщиков, если требование об их уплате не предъявлено в течение 5 лет со дня истечения срока уплаты. Исключение – случаи, когда проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает 5 лет и когда субъекты хозяйствования представляют налоговые декларации с внесенными изменениями и (или) дополнениями (п.п.5.4 п.5 Декрета № 7). Кроме того, при применении названной нормы важным становится понимание подходов к определению длящегося и разового правонарушения, выражающегося в неуплате налога. Справочно: проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий 3 календарных лет (проверка соблюдения налогового законодательства – за период, не превышающий 5 календарных лет, если иное не установлено законодательными актами), предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (п.16 Указа от 17.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности»). Определенный в части первой п.16 Указа № 376 период, за который проводится проверка, не ограничивается в случаях проведения: – проверки по поручениям Президента, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя КГК и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей; – проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам; – проверки соблюдения бюджетного законодательства, законодательства об использовании бюджетных средств, использовании мер гос. поддержки, а также законодательства об использовании гос. имущества и охране окружающей среды; – дополнительных проверок. Таким образом, если субъекта проверяли в пределах 5-летнего периода и он подаст возражения на акт проверки, то при их рассмотрении может быть назначена дополнительная проверка. Ее период уже может не ограничиваться.
Должно оказать положительный эффект и снижение в 2 раза размеров пеней, начисляемых в соответствии с положениями ст.52 НК при уплате сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, утилизационного сбора, взимаемого таможенными органами (п.п.5.3 п.5 Декрета № 7). Ведь практика такова, что зачастую суммы пеней могут перекрывать суммы самих платежей в 3 и более раза, в зависимости от периода, за который уплачивается соответствующий платеж.
Разрешился и вопрос о возможности зачета (возврата) излишне уплаченных в бюджет сумм налогов, сборов, пошлин (п.п.5.5 п.5 Декрета № 7). В настоящее время зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени возможен не позднее 3 лет со дня уплаты указанной суммы (п.5 ст.60 НК). Соответственно, если при проведении проверки выявлялись суммы недоплат в бюджет по налогам, даже при наличии переплаты по налогам в бюджете у данного плательщика, но истечении 3 лет со дня возникновения такой переплаты эти суммы нельзя было зачесть в счет уплаты налогов, по которым выявлена неуплата в ходе проверки. Норма, изложенная в п.п.5.5 п.5 Декрета № 7, исправила данную практику. Подлежащая уплате нарастающим итогом сумма налога, сбора будет исчисляться по итогам налогового периода с учетом установленных фактов неуплаты и излишней уплаты суммы налога, сбора в отчетных периодах независимо от истечения 3-летнего срока со дня такой уплаты. Пени начисляются за данный налоговый период с учетом установленных налоговым законодательством сроков уплаты сумм налога, сбора и фактов излишне уплаченных в бюджет сумм налога, сбора. Н. Звороно, юрист, член правления и эксперт Ассоциации налогоплательщиков
Беларусь
"Анонимно"20.12.2018 14:53:49
да, если по НДС с 15 более 3-х лет не было движения.
Беларусь
syabrouka20.12.2018 14:22:06
нет. При проверке рассматривают налоги, например 2015год, если по одному у вас переплата вылезла по расчетам ИМНС, а по другому налогу недоплата расчетам ИМНС, то по итогу за 2015год вы доплатите налог, а переплату не учтут-она сгорит, т.к 3 года уже прошло. А если эти косяки найдут в 2016,2017,2018 оИМНС учтут и переплаты и недоплаты. _______________________________ т.е., я правильно понимаю, если у меня например по НДС по старому периоду будет налог к доначислению, по результатам проверки, то мою переплату не учтут, даже если она больше доначисленного налога? например переплата по НДС на конец 15 - 300 (условно) доначислено в 19 - 200 эту переплату все равно не учтут? нужно будет уплатить налог в бюджет, да?
Беларусь
"Анонимно"20.12.2018 13:55:05
не орите ) я отвечала на это:
Я постоянно делаю переброски хвостов на другие налоги.
Беларусь
"Анонимно"20.12.2018 13:52:22
ключевое слово - постоянно. а не раз в три года. ---что ПОСТОЯННО? У вас постоянно есть переплата по НДС в бюджет. И что?
Беларусь
"Анонимно"20.12.2018 13:49:33
lubu, вы тупите-в кабинете личном получите документ Сведения о задолженностях и переплатах, далее если видите переплаты, то делаете в электронном декларировании Заявление о зачете сумм налогов и сборов...и далее уже в кабинете личном, когда пройдут зачеты вы увидите подтверждение. Зачет по налогам -5 дней раб, а если гос. пошлина-30дней.
Беларусь
"Анонимно"20.12.2018 13:45:59
ключевое слово - постоянно. а не раз в три года.
Беларусь
"Анонимно"20.12.2018 13:45:29
сейчас наконец-то НДС будет к уплате, старая переплата считается? --- конечно.
Беларусь
"Анонимно"20.12.2018 13:45:09
зачесть на другие налоги я так понимаю нельзя _______________ А что не так с этими деньгами, что их нельзя зачесть в счет других налогов?
Беларусь
"Анонимно"20.12.2018 13:44:18
есть большая сумма переплаты по НДС, уже больше трех лет, по лицевому счету она видна зачесть на другие налоги я так понимаю нельзя ---- Почему нельзя? Вы позвонили своему инспектору и она сказала, что нельзя? Я постоянно делаю переброски хвостов на другие налоги.
Беларусь
"Анонимно"20.12.2018 13:42:45
спасибо. я и думаю, никогда вопросов не было по этим переплатам. инспектор не звонила, никто ничего не списывал. решила, может при проверке крыжат и потом списывают --- нет. При проверке рассматривают налоги, например 2015год, если по одному у вас переплата вылезла по расчетам ИМНС, а по другому налогу недоплата расчетам ИМНС, то по итогу за 2015год вы доплатите налог, а переплату не учтут-она сгорит, т.к 3 года уже прошло. А если эти косяки найдут в 2016,2017,2018 оИМНС учтут и переплаты и недоплаты.
Беларусь
lubu20.12.2018 13:41:55
вот и мне не понятна есть большая сумма переплаты по НДС, уже больше трех лет, по лицевому счету она видна зачесть на другие налоги я так понимаю нельзя сейчас наконец-то НДС будет к уплате, старая переплата считается?
Беларусь
syabrouka20.12.2018 13:36:39
Не так, если налог отмененный и по нему висит сумма более 3-х лет, тогда могут списать безвозвратно, но как правило бухгалтера в ИМНС делают переброски сами. Если предприятие не работает более 3-х лет и висят там суммы переплат более 3-х лет, тоже, возможно, уже нельзя будет вернуть. В остальных случаях если были обороты по суммам, то сгореть, даже если они одинаковые на конец определенного периода, не могут. ____________________________________ спасибо. я и думаю, никогда вопросов не было по этим переплатам. инспектор не звонила, никто ничего не списывал. решила, может при проверке крыжат и потом списывают
Беларусь
"Анонимно"20.12.2018 13:31:43
или это так происходит... берется, например, карточка лицевого счета на конец 15 года, есть переплата. сверяется в карточкой на конец 18 года, есть переплата. и независимо от телодвижений внутри периода эта сумма списывается? ---- Не так, если налог отмененный и по нему висит сумма более 3-х лет, тогда могут списать безвозвратно, но как правило бухгалтера в ИМНС делают переброски сами. Если предприятие не работает более 3-х лет и висят там суммы переплат более 3-х лет, тоже, возможно, уже нельзя будет вернуть. В остальных случаях если были обороты по суммам, то сгореть, даже если они одинаковые на конец определенного периода, не могут.
Беларусь
syabrouka20.12.2018 12:30:00
или это так происходит... берется, например, карточка лицевого счета на конец 15 года, есть переплата. сверяется в карточкой на конец 18 года, есть переплата. и независимо от телодвижений внутри периода эта сумма списывается?
Беларусь
syabrouka20.12.2018 12:12:09
у нас после проверки 2018 г. списали в бюджет «переплату», получилось так что бухгалтер в 2013 году не взяла в зачет НДС в сумме 200,00 руб. по акту за декабрь 2013 и заплатила на 200 р. больше получается (в декларации за 2013 соответственно сумма 200 руб. не отражена была в вычетах), а учла вычет этот она в январе 2014года и отразила в декларации за 2014 год, и получилось за 2013 год они переплату списали, а нам пришлось еще заплатить за 2014 год ___________________________________ ну так, если бы бухгалтер уточненку за 13 год сделала, то вопрос бы отпал ведь? так как еще эта переплата может образоваться, не пойму?
Беларусь
"Анонимно"20.12.2018 12:07:28
у нас после проверки 2018 г. списали в бюджет «переплату», получилось так что бухгалтер в 2013 году не взяла в зачет НДС в сумме 200,00 руб. по акту за декабрь 2013 и заплатила на 200 р. больше получается (в декларации за 2013 соответственно сумма 200 руб. не отражена была в вычетах), а учла вычет этот она в январе 2014года и отразила в декларации за 2014 год, и получилось за 2013 год они переплату списали, а нам пришлось еще заплатить за 2014 год
Беларусь
syabrouka20.12.2018 11:52:22
объясните мне недалекой, у кого-чего сгорает? не пойму. по ндс например. у меня каждый месяц к возврату, иногда забираю не всю сумму, оставляю немного для подстраховки. каждый месяц расписываю в заявлении по суммам, за какой месяц возврат. инспектор и закрывает согласно дынным. например, октябрь 200, ноябрь 300. в следующем переходящий ноябрь 100, декабрь 300.
по усн то же самое, ну переплатил ты в октябре, ноябрьский налог платишь за вычетом переплаты, т.е. логически каждый последующий налог закрывает предыдущую переплату...
че-то ни черта не понимаю...
Беларусь
Ирника20.12.2018 11:46:45
Был такой случай и у меня. Отстояла суммы, когда сказала, что акты сверки по налогам к балансу в то время были добровольно-обязательным элементом сдачи и они есть с подписями в ИМНС.