не снимут важно не когда была заправка, а куда бензин растрачен т.е. подтверждение производственного характера затрат https://buh.by/mes.asp?t=387892
Беларусь
"Анонимно"25.12.2019 23:11:12
Вопрос: Сотрудники используют личные автомобили для нужд организации и заправляются по электронной карте. Могут ли сотрудники заправляться в нерабочее время по карте и каким документом это может быть установлено?
Ответ: Да, могут. Указанный порядок использования автомобиля может быть предусмотрен в трудовом договоре, дополнительном соглашении к нему или в отдельном договоре. На основании статьи 106 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) порядок использования личного автомобиля работника для нужд нанимателя, в том числе заправки его топливом, определяется по договоренности между нанимателем и работником. Порядок такого использования автомобиля может быть предусмотрен в трудовом договоре, дополнительном соглашении к нему или в отдельном договоре. Поскольку иное не установлено законодательством, по соглашению между работником и нанимателем работнику может быть предоставлено право использования электронной карты для заправки автомобиля топливом как в рабочее, так и в нерабочее время. При этом в указанном соглашении должны быть четко определены критерии, по которым будет проводиться разграничение личных и служебных поездок, кроме того, должен быть организован учет использования автомобиля работника для нужд нанимателя, поскольку это влияет на возможность отнесения расходов нанимателя на приобретение топлива в состав затрат, учитываемых при налогообложении. Так, в соответствии с абзацами третьим и четвертым части шестой письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 12.09.2011 N 2-2-9/1632 «О затратах, учитываемых при налогообложении» для включения таких расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении, необходимо в том числе документальное подтверждение факта использования транспортного средства для нужд нанимателя, наличие связи использования работником своего транспортного средства для нужд нанимателя с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав нанимателем. Документами, подтверждающими использование работником личного автомобиля для нужд нанимателя, могут быть отчеты работника (например, ежедневные) о проделанной работе с использованием автомобиля, также могут оформляться путевые листы, в которых отражаются показатели, соответствующие использованию автомобиля (пробег автомобиля, время начала и окончания работы, расход топлива). Следует отметить, что стоимость топлива в этом случае учитывается при налогообложении только в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством, согласно подпункту 1.7 пункта 1 статьи 131 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК). Несмотря на то что время заправки автомобиля топливом (рабочее или нерабочее время) не имеет значения для исчисления нанимателем налога на прибыль, а определяющим является лишь наличие документов, подтверждающих использование работником автомобиля для нужд нанимателя, при использовании работником автомобиля для служебных целей в нерабочее время следует учитывать положения трудового законодательства. Если использование автомобиля для нужд нанимателя осуществляется работником в выходной день, то на основании статей 142, 145 ТК привлечение работника к работе возможно по общему правилу только по предложению нанимателя с согласия работника или по инициативе работника с согласия нанимателя и оформляется приказом (распоряжением), за что работнику должна производиться доплата или с согласия работника предоставляться другой неоплачиваемый день отдыха в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 69 ТК. В случае если работник использует автомобиль для нужд нанимателя по окончании рабочего дня, то целесообразно установить работнику ненормированный рабочий день согласно статье 118-1 ТК. В этом случае переработка сверх нормы рабочего времени компенсируется предоставлением дополнительного отпуска (статья 158 ТК). Если работнику не может быть установлен ненормированный рабочий день, то привлечение работника к сверхурочной работе по окончании рабочего дня возможно по общему правилу с его согласия и должно быть оформлено приказом (распоряжением) в соответствии со статьями 119 - 121 ТК. Работнику в этом случае предоставляется компенсация за труд в том же порядке, как и в случае привлечения к работе в выходной день (статья 69 ТК). В ситуации когда документов, подтверждающих использование работником автомобиля для нужд нанимателя, не имеется и топливо используется работником при эксплуатации автомобиля в личных целях, имеет место безвозмездная передача топлива работнику. В этом случае стоимость топлива, израсходованного работником, признается доходом работника в натуральной форме, что влечет необходимость обложения такого дохода работника подоходным налогом с учетом положений абзаца второго части первой подпункта 1.19 пункта 1 статьи 163 НК, а также обязательными страховыми взносами в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (абзац второй статьи 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 N 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»), страховыми взносами по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (часть первая пункта 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 N 1297). Что касается отражения нанимателем в налоговом учете при исчислении налога на прибыль стоимости топлива, использованного при эксплуатации работником автомобиля в личных целях в нерабочее время, то в соответствии с частью первой пункта 5 статьи 127 НК при безвозмездной передаче товаров выручка от их реализации отражается в размере не менее суммы затрат на их производство либо приобретение, суммы налога на добавленную стоимость, исчисленного по безвозмездной передаче, и затрат на безвозмездную передачу. Стоимость топлива в этом случае включается одновременно в выручку и в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, в соответствии с чем налоговая база по налогу на прибыль отсутствует.
А.А.ЛЕНКЕВИЧ, юрист, помощник адвоката адвокатского бюро «Мастер права» 02.03.2017
Беларусь
"Анонимно"25.12.2019 23:04:36
Заправка в выходной — не нарушение Будет ли нарушением, если работник заправляет служебный автомобиль (принадлежащий предприятию или арендуемый им) в нерабочее время или в выходной день? Можно ли списывать приобретенное горючее и включать его в расходы в налоговом учете? Является ли это дополнительным благом работника? На практике такие вопросы возникают довольно часто. Почему-то принято считать, что заправка автомобиля в выходной день или в нерабочее время свидетельствует о его использовании не в производственных, а в личных интересах работника. Однако рассмотрим эту ситуацию с формальной точки зрения. При этом под выходными и рабочим временем (соответственно и нерабочим временем — временем отдыха) будем подразумевать выходные дни и рабочее время конкретного работника — водителя, за которым закреплен автомобиль. Заправка автомобиля — получение горючего от специализированного предприятия-реализатора — может, как правило, происходить непосредственно путем приобретения его водителем за наличные или по топливным картам либо талонам. При применении топливных карт или талонов реализатор предоставляет соответствующий отчет, накладную или другой документ по объемам заправленного горючего. А при приобретении горючего за наличные водитель предоставляет авансовый отчет с подтверждающими документами. Сам факт заправки в выходные или в нерабочее время свидетельствует только о заправке. Следует согласиться, что заправка и использование (списание) горючего — совершенно разные хозяйственные операции. Ведь именно списание горючего является операцией, удостоверяющей использование его в хозяйственной деятельности. И если водитель заправился в выходной, а автомобиль использовал в рабочее время, что подтверждается первичными документами, то факт использования автомобиля в личных интересах отсутствует. Действительно, если работник заправил 50 литров горючего, например, в воскресенье и ездил на нем три дня, а следующая заправка была в четверг, то это никоим образом не означает, что все 50 литров работник использовал в воскресенье. Тем более если на понедельник — среду есть первичные документы, например путевые листы, удостоверяющие расход соответствующих объемов горючего согласно пробегу. Поэтому некоторые предприятия, использующие путевые листы и разрешающие своим водителям заправку в выходной день, иногда практикуют составление путевых листов на этот день исключительно на факт заправки (без пробега). Итак, подытожим. Сам факт заправки горючего, подтвержденный соответствующими документами, свидетельствует только о совершении водителем как представителем предприятия юридически значимого действия: получении горючего (а в случае приобретения за наличные — также и уплате за него средств). Об использовании горючего свидетельствуют совершенно иные документы (путевые листы или другие первичные документы, принятые на предприятии). Так что получение или приобретение горючего в выходной день не означает, что оно было использовано работником в выходной день и на непроизводственные нужды. Законодательство не запрещает совершение сделок по приобретению или получению горючего от имени предприятия в нерабочее время. В то же время практика вынуждает избегать случаев заправки в выходные дни или обосновывать эти факты особыми нуждами (подготовка к поездке, командировка, рабочий день данного конкретного работника, ненормированное рабочее время и пр.).
У меня сохранена вот такая статья: Порядок использования служебных и специальных легковых автомобилей изменен постановлением Совмина от 1.02.2017 № 89, вступившим в силу с 5 февраля т.г.
Ранее постановлением Совмина от 24.12.2003 № 1678 юридическим лицам, в т.ч. имеющим обособленные подразделения, и индивидуальным предпринимателям разрешалось эксплуатировать в выходные и праздничные дни только транспортные средства оперативного назначения, а также специальные легковые автомобили, используемые организациями, имеющими непрерывный цикл работы, или в соответствии с утвержденными графиками работы. Бюджетным организациям и предприятиям, получающим субсидии из республиканского и местных бюджетов (далее – бюджетные организации), было позволено в пределах установленного лимита количества служебных легковых автомобилей и пробега использовать машины, находящиеся в личной собственности работников, производственная деятельность которых связана с необходимостью систематических поездок, с компенсацией им расходов в соответствии с законодательством.
Теперь с 5 февраля п. 1 постановления № 1678 признан утратившим силу. В то же время новой редакцией подп. 1.4 п. 1 постановления Совмина от 22.08.2012 № 776 «Об упорядочении использования служебных и специальных легковых автомобилей» (далее – постановление № 776) установлено, что использование служебных и специальных легковых автомобилей допускается в служебных целях (для обеспечения деятельности юридического лица и выполнения возложенных на него задач и функций) в пределах установленных в соответствии с законодательством лимитов их количества и пробега. При этом допускается использование в пределах таких лимитов в соответствии с законодательством в служебных целях легковых автомобилей, находящихся в собственности работников юрлица.
Для целей постановления № 776 легковым автомобилем, предназначенным для выполнения возложенных на юридическое лицо задач и функций, признается только пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более 9, включая место водителя.
Таким образом, субъекты хозяйствования теперь могут использовать служебные и специальные легковые автомобили и в выходные и праздничные дни – если это связано с обеспечением их деятельности и выполнением определенных задач и функций. Одновременно постановление № 776 дополняется п. 31, согласно которому контроль за использованием служебных и специальных легковых автомобилей осуществляется:
– республиканскими органами госуправления в отношении своих территориальных органов и находящихся в их подчинении бюджетных организаций;
– иными госорганизациями, подчиненными правительству, – в отношении входящих в их состав бюджетных организаций;
– облисполкомами и Мингорисполкомом в отношении городских (городов областного подчинения), районных исполкомов, городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских исполкомов, местных администраций районов в городах, Советов депутатов (за исключением областных и Мингорсовета) и бюджетных организаций;
– НАН Беларуси – в отношении находящихся в ее ведении бюджетных организаций.
Автор публикации: Дмитрий КОРШУНОВ
Беларусь
Irinka25.12.2019 19:04:22
Если нет документального обоснования таких фактов (командировка, ненормированный рабочий день), то у контролирующих органов при проверке могут возникнуть вопросы. Например, если работник в свой выходной день заправляет автомобиль, то данный факт органы Минтруда и соцзащиты могут расценить как нарушение трудового законодательства: работник фактически работал, а зарплату за этот день не получал. У налоговиков могут появиться вопросы, например, о правомерности отнесения суммы топлива на затраты. Таких ситуаций, в случае отсутствия документального обоснования, лучше не допускать.