Доброе. Никогда не сталкивалась с учётом шин Купили и установили на СТО шины. (шины отдельно не покупали, все у них). Работы по установке списаны на затраты. Шины на 10.5. А что с ними дальше делать? Списать стоимость или пусть там и висят, только карточку завести?
Организация приобрела комплект автомобильных шин на автомобиль, который числится в организации в соответствии с договором об использовании автомобиля в служебных целях. Шины были переданы на склад, затем введены в эксплуатацию.
Как документально отразить такие операции в бухгалтерском учете?
ОТВЕТ
Наличие и движение шин транспортных средств учитываются на субсчете 10-5 «Запасные части» в запасе и обороте (ч. 7 п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50).
Основанием для приемки и оприходования шин являются сопроводительные документы (товарно-транспортные накладные, товарные накладные и др.) на поступившие в организацию шины. Шины, приобретенные за наличный расчет, принимаются к учету на основании документов, подтверждающих их покупку (товарные и кассовые чеки, квитанции к приходному кассовому ордеру, акты о закупке товаров у физлиц и др.), которые прилагаются к авансовому отчету (п. 26, 31 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133)).
Приемка шин на склад оформляется приходным ордером или на основании сопроводительных документов. Форма приходного ордера законодательством не регламентирована, поэтому она разрабатывается организацией самостоятельно (п. 1, 4 ст. 10 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»). При разработке формы приходного ордера за основу может быть взята ранее действовавшая форма приходного ордера М-4п, утв. постановлением Минпрома от 29.12.2004 № 21.
Порядок учета, нормы и правила обслуживания, нормы пробега автомобильных шин регулируются в приказе Минтранса от 21.03.2011 № 149-Ц «Об утверждении технических кодексов установившейся практики», которым утвержден ТКП 299-2011 (02190) «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания» (далее – ТКП 299-2011). Так, в соответствии с п. 9.1 ТКП 299-2011 на каждую шину, установленную на транспортное средство при его комплектации или во время эксплуатации, заводится карточка учета ее работы по форме, приведенной в приложении Л к ТКП 299-2011. В процессе эксплуатации допускается вести карточки учета в электронном виде.
Карточку можно не оформлять, если организацией автомобиль используется для собственных нужд (п. 9.1 ТКП 299-2011).
СПРАВОЧНО Автоперевозка для собственных нужд – автоперевозка, которая носит вспомогательный характер по отношению к основным видам деятельности юрлица или ИП и выполняется ими для перемещения своих работников или грузов, принадлежащих им на праве собственности или на иных законных основаниях, транспортными средствами, принадлежащими им на праве собственности или на иных законных основаниях, при условии, что транспортными средствами управляют работники этих юрлица или ИП либо сам ИП (абз. 5 ст. 1 Закона от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»).
Однако в целях учета работы (пробега) шин, установленных на автомобиль, используемый для собственных нужд организации, целесообразно использовать как карточку, так и иной документ, разработанный самостоятельно.
Стоимость шин, услуг шиномонтажной организации по их замене подрядным способом либо замены шин собственными силами (хозяйственным способом) признается затратами организации, связанными с поддержанием автотранспортных средств, используемых в предпринимательской деятельности, в рабочем состоянии, и включается в бухгалтерском учете в себестоимость продукции (работ, услуг) (п. 20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26).
Стоимость установленных на автомобиль шин списывается с кредита субсчета 10-5 в дебет счетов учета затрат на производство (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы» и др.) (п. 60 Инструкции № 133).
Стоимость шин, снятых с автомобиля, определяется по чистой стоимости реализации, если шины предназначаются для реализации, или по цене возможного их использования и в бухгалтерском учете отражается:
● по дебету субсчета 10-5 и кредиту счетов затрат на производство, если шины пригодны для дальнейшего использования;
● по дебету субсчета 10-6 «Прочие материалы» в составе отходов производства и счетам учета финансовых результатов, если шины подлежат утилизации (п. 45 Инструкции № 133).
При сезонной замене шин снятые шины принимаются на склад в количественном выражении.
В бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Дебет - Кредит - Содержание хозяйственной операции
60 - 51, 71 - Произведена оплата комплекта шин
10-5 - 60 - Комплект шин принят к бухгалтерскому учету в составе запасов
18 - 60 - Отражен предъявленный поставщиком НДС
68-2 - 18 - Предъявленный поставщиком НДС принят к вычету
20, 25, 26, 29, 44, 90-10 - 10-5 - Отражено списание стоимости введенных в эксплуатацию шин (установлены на автомобиль)
10-5 - 20, 25, 26, 29, 44, 90-10 - Отражена передача на склад снятых шин, пригодных для эксплуатации
10-6 - 90-10 - Отражена передача на склад снятых шин, непригодных для эксплуатации и предназначенных для утилизации, в составе отходов производства
Беларусь
"Анонимно"29.11.2022 8:36:26
ВОПРОС
В организации ведется учет автомобильных шин с применением карточек учета их работы. При этом списание шин производится при условии, что они прошли норму пробега.
В соответствии с данными, указанными в карточке учета, норма пробега шин выработана в марте 2019 г., в связи с чем в апреле 2020 г. на автомобиль установлены новые шины. В 2020 году выявлено, что отработавшие шины не списаны, а карточки учета на вновь установленные шины не оформлены.
1. Как списать отслужившие шины?
2. Когда следует оформлять карточку учета автомобильных шин?
3. Как списать и учесть при налогообложении шины, установленные на автомобиль, проданный в прошлом периоде?
ОТВЕТ
Порядок учета, нормы и правила обслуживания, нормы пробега автомобильных шин регулируются приказом Минтранса от 21.03.2011 № 149-Ц «Об утверждении технических кодексов установившейся практики», которым утвержден ТКП 299-2011 (02190) «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания» (далее – ТКП 299-2011). Для определения технического состояния шин и контроля за соблюдением их эксплуатационных норм пробега в организациях назначается лицо, ответственное за учет шин, и приказом руководителя создается комиссия по их учету и списанию согласно ч. 3 п. 9.1 ТКП 299-2011.
В соответствии с п. 9.1 ТКП 299-2011 на каждую шину, установленную на транспортное средство при его комплектации или во время эксплуатации, заводится карточка учета ее работы по форме, приведенной в приложении Л к ТКП 299-2011. В процессе эксплуатации допускается вести карточки учета в электронном виде.
1. При снятии шины с эксплуатации в графу «Причины снятия шины с эксплуатации» записываются полный пробег шины, ее техническое состояние, куда направляется шина: в ремонт, на восстановление или в утиль.
На субсчете 10-5 «Запасные части» учитываются наличие и движение запчастей, используемых при проведении ремонта для замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также шин транспортных средств в запасе и обороте.
Шины транспортных средств (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств (п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50).
Согласно п. 60 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133), по мере отпуска материалов со складов (из кладовых) в подразделения на участки, в бригады, на рабочие места либо по мере использования материалов в производстве они списываются с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счетов учета затрат на производство (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы» и др.).
Исходя из этого стоимость установленных на автомобиль шин списывается с кредита субсчета 10-5 в дебет счетов учета затрат на производство (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы» и др.) в порядке, установленном организацией.
Если стоимость шин была полностью списана при установке шин на автомобиль, то стоимость шин, прошедших норму пробега и снятых с автомобиля, отражается по дебету субсчета 10-6 «Прочие материалы» в составе отходов производства и счетам учета финансовых результатов (счета 90, 91) по ценам возможного их использования (п. 45 Инструкции № 133).
Если шины полностью изношены, не имеют остаточной стоимости (не перенесенной на счета затрат), они могут учитываться только в количественном выражении (т.е. по нулевой стоимости) до момента сдачи в утилизацию.
Доходы или расходы, возникшие в связи с утилизацией полностью изношенных шин, учитываются при налогообложении налогом на прибыль в составе внереализационных доходов или расходов (подп. 3.16, 3.17 п. 3 ст. 175 Налогового кодекса (далее – НК)).
Если стоимость шин списывается на счета учета затрат, после того как шины прошли установленную норму пробега и эта стоимость не была списана при снятии с автомобиля изношенных шин в марте 2020 г., организация должна исправить ошибку в соответствии с п. 10 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утв. постановлением Мифина от 10.12.2013 № 80 (далее – НСБУ № 80), в месяце обнаружения ошибки сформировать записи:
1) если сдана отчетность за 2019 год:
Дебет счета 84 – Кредит субсчета 10-5 – на стоимость установленных на автомобиль шин;
Дебет счета 84 – Кредит субсчета 68-3 (сторно) – на сумму налога на прибыль при отнесении стоимости шин на затраты, учитываемые при налогообложении в соответствии со ст. 169 НК;
2) если отчетность за 2019 год не сдана, в декабре 2019 г.:
Дебет счета 20, 25, 26 и пр. – Кредит субсчета 10-5 – на стоимость установленных на автомобиль шин.
2. Поскольку согласно п. 9.1 и 10.1 ТКП 299-2011 карточка учета работы автомобильных шин заводится на каждую шину, установленную на транспортное средство при его комплектации или во время эксплуатации, и при этом утверждаются эксплуатационные нормы пробега, при установке в апреле 2020 г. на автомобиль новых шин должна быть заведена карточка.
Если стоимость установленных шин списывается на дату установки их на автомобиль, не была списана на счета учета затрат своевременно, не учтена при налогообложении в 2019 году, организация должна в соответствии с п. 10 НСБУ № 80 в месяце обнаружения ошибки сформировать записи:
1) если сдана отчетность за 2019 год:
Дебет счета 84 – Кредит субсчета 10-5 – на стоимость установленных на автомобиль шин;
Дебет счета 84 – Кредит субсчета 68-3 (сторно) – на сумму налога на прибыль при отнесении стоимости шин на затраты, учитываемые при налогообложении в соответствии со ст. 169 НК;
2) если отчетность за 2019 год не сдана, в декабре 2019 г.:
Дебет счета 20, 25, 26 и пр. – Кредит субсчета 10-5 – на стоимость установленных на автомобиль шин.
Также организация должна представить уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2019 год, если затраты в виде стоимости шин должны были быть учтены при налогообложении налогом на прибыль в 2019 году.
Если же стоимость шины списываются только после того, как шины пройдут установленный пробег, исправления в учете за 2019 год не производятся.
3. Если стоимость шин в обороте, не включаемых в первоначальную стоимость автомобиля, не была списана при установке на автомобиль, если такой порядок списания установлен в организации, необходимо исправить ошибку в месяце ее обнаружения в соответствии с НСБУ № 80.
Если же в организации стоимость шин переносится на счета затрат после полного пробега, то стоимость шин, установленных на реализованный автомобиль, списывается в прочие расходы на дату выбытия шин (дату реализации автомобиля).
В бухгалтерском учете исправление ошибки осуществляется в порядке, установленном НСБУ № 80.
Беларусь
"Анонимно"29.11.2022 8:35:32
Ведение карточки учета автомобильных шин предусмотрено в ТКП 299-2011 (02190) «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утв. приказом Минтранса от 21.03.2011 № 149-Ц (далее – ТПК 299-2011).
По общему правилу ТКП 299-2011 карточки учета автомобильных шин являются добровольными для применения. Карточку можно не оформлять, если организацией автомобиль используется для собственных нужд (подп. 9.1 п. 9 ТКП 299-2011).
В случае если действующим в организация ЛПА предусмотрено соблюдение ТКП 299-2011 или отдельных его норм, предусматривающих заполнение карточки, то необходимо вести карточки учета работы автомобильных шин. Карточку заполняют на каждую шину, установленную на транспортное средство.
Алгоритм определения эксплуатационной нормы и временной эксплуатационной нормы пробега автомобильных шин установлен в приказе Минтранса от 21.07.2017 № 233-Ц «О внесении изменений в технический кодекс установившейся практики».
Вываод: По общему правилу ведение карточки учета автомобильных шин является добровольным для применения. Если организация заявит о применении ТКП 299-2011, отдельных его норм, она обязан вести карточку учета работы автомобильных шин. Исключение составляют шины, установленные на транспортные средства, используемые для перевозки грузов и пассажиров для собственных нужд.
Беларусь
Алиса29.11.2022 8:27:28
А как их потом снять и поменять на летние? И авто мы захотим продать с шинами, как тогда?
Беларусь
"Анонимно"29.11.2022 8:20:09
Формально вы купили не шины, а услугу. В таком случае на 10.5 ничего приходовать не нужно. Вся стоимость услуги вместе с запасными частями исполнителя единовременно относится на затраты. Карточки на шины заводить нужно, если не используете авто для собственных нужд.