Так, в прошлом году дошла до суда история отношений между двумя субъектами хозяйствования. Белорусская торговая компания в 2021–2022 гг. покупала продукцию белорусских производителей на территории РБ и продавала ее российскому юрлицу для последующей реализации в РФ.
Проверяющие органы пришли к выводу, что две компании являются взаимозависимыми, поскольку руководителем российской компании являлся близкий родственник менеджера белорусского юрлица.
При этом российская торговая компания не была «номинальной», а активно работала с различными поставщиками и покупателями (как белорусскими, так и российскими), за счет собственных сред приобретала товар у белорусской компании с последующей оплатой периодически с отсрочкой.
Тем не менее на основании того, что две компании признали взаимозависимыми, проверяющий орган квалифицировал договор покупки/продажи товара как договор комиссии. По логике контролирующего органа российская компания в сделке являлась не покупателем, а комитентом, в интересах которой белорусское юрлицо (т.е. якобы комиссионер) скупало товар на территории РБ и поставляло в РФ.
Переквалификация договора покупки/продажи в договор комиссии автоматически привела к доначислению многомиллионной суммы НДС для белорусской торговой компании.
Участники сделки возражали по поводу переквалификации договора покупки/продажи товара в договор комиссии, поскольку условия сделки не отвечали критериям, которые согласно ст. 880 ГК должны быть в договоре комиссии.
Например, законодательство предусматривает, что комиссионер за счет комитента и за вознаграждение совершает сделку. В то время как в описанной ситуации сделку финансировало белорусское юрлицо за счет собственных средств и кредитов банков РБ, а товар, приобретенный у белорусских производителей, передавался в залог белорусским банкам в качестве обеспечения полученных кредитов. Вознаграждение комиссионера и даже сама возможность его определить отсутствовали в экономической и правовой структуре правоотношений двух компаний. Справедливости ради отметим, что контролирующий орган указал на это в материалах проверки.
Тем не менее, несмотря на все аргументы, по сути ничего не изменилось: решение о переквалификации договора осталось в силе, налоги по ст. 33 НК досчитаны. Естественно, большие доначисленные налоги торговая компания оказалась не в состоянии выплатить и вынуждена была уйти в банкротство.
Беларусь
"Анонимно"07.02.2024 20:19:37
Например, в 2023 г., анализируя деятельность компаний, контролирующие органы стали чаще обращать внимание на скидки, предоставление которых в некоторых случаях рассматривается как метод занижения налогооблагаемой базы.