Не очень знающий из меня пользователь. Документ большой. Во всяком случае попробую.
Беларусь
ОВ23.05.2007 16:26:50
ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА И МАСЕЛ НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ТЕХНИКУ
Одним из элементов себестоимости выполненных строительных работ является стоимость израсходованных топливно-энергетических ресурсов, в т.ч. горюче-смазочных материалов. Согласно пп.2.6.6, 2.6.7 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) (рег. № 2293/12), в себестоимость продукции (работ, услуг) включается, в частности, стоимость покупной энергии всех видов (электрической, тепловой, сжатого воздуха, холода и других видов), расходуемой на технологические, энергетические, двигательные и другие производственные и хозяйственные нужды предприятия. При этом в состав затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), стоимость топлива, электрической и тепловой энергии включается в пределах установленных норм их расхода (п.2.6.8 Основных положений). Аналогичные требования при включении расходов на топливно-энергетические ресурсы в состав затрат, учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли, установлены Инструкцией о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 19 (пп.25.13, 25.14, 29.8). Нормирование расхода топлива - это установление его допустимой величины в определенных условиях эксплуатации для конкретных моделей (модификаций) механических транспортных средств. Нормирование производится путем использования линейной нормы с учетом выполненной транспортной работы, климатических, дорожных и других условий эксплуатации. При использовании автотранспорта и иной техники нормирование расхода топлива осуществляется путем применения двух видов норм: 1) базовой линейной нормы расхода топлива - определяется для каждой модели автомобиля и иной техники по стандартной методике в качестве общепринятой нормы; 2) расчетной нормы - учитывает специфические условия эксплуатации или ремонта рассматриваемого автомобиля и иной техники. Базовые линейные нормы регламентируют расход топлива в процессе передвижения автомобиля (л/100 км пробега, куб.м/100 км пробега), а также нормы расхода топлива на работу специального оборудования (л/машино-час). Линейные нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки эксплуатируемых автомобилей и соответствуют расходу топлива в городах с населением до 300 тыс. человек в летнее время без учета всяких увеличений и снижений. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, приведенных в процентах к линейной норме расхода топлива. Основными документами, регламентирующим расход топлива и смазочных материалов, являются Сборник норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобили, автотракторную технику, суда, машины, механизмы и оборудование Республики Беларусь, разработанный и утвержденный Минтрансом РБ 01.01.1999 (далее - Сборник), а также Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Минтранса РБ от 23.07.2004 № 26 (далее - Инструкция). Кроме того, линейные нормы расхода топлива на автомобили и иную технику, не вошедшие в Сборник, периодически утверждаются Минтрансом РБ. В Сборнике приведены базовые (линейные) нормы расхода топлива на автомобили, автотракторную технику, суда и машины, нормы расхода топлива на работу механизмов и специального оборудования, коэффициенты корректирования линейных норм расхода топлива в зависимости от условий эксплуатации, нормы расхода смазочных материалов. При этом коэффициенты корректирования линейных норм расхода топлива в зависимости от условий эксплуатации применяются в части, не противоречащей нормам Инструкции. Также необходимо учитывать, что если принятыми после 1 января 1999 г. документами Минтранса РБ установлены иные линейные нормы расхода топлива на данную марку автомобиля и иной техники, чем приведенные в Сборнике, то необходимо руководствоваться нормой расхода, установленной документом Минтранса. Нормы Сборника имеют юридическую силу без государственной регистрации в Минюсте (письмо от 01.11.1996 № 12/12-7349) и обязательны для исполнения всеми владельцами транспортных средств и автотракторной техники независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности. Нормы Сборника являются основным исходным документом для контролирующих органов при ревизии хозяйственной деятельности предприятий в части расходования топлива и смазочных материалов. Инструкцией установлено, что для целей нормирования расхода топлива используются следующие термины и их определения: линейная норма - расход топлива механическим транспортным средством (кроме тракторов), находящимся в исправном техническом состоянии, в городах с численностью населения до 300 тыс. человек в период с 1 апреля по 31 октября (без учета конкретных условий эксплуатации) - на 100 км; норма на выполнение транспортной работы - дополнительный расход топлива при движении механического транспортного (кроме тракторов) средства с грузом - на 100 тонно-километров (далее - ткм); норма на ездку с грузом - дополнительный расход топлива для самосвалов и самосвальных автопоездов, связанный с маневрированием и выполнением операций загрузки и разгрузки, - на одну ездку; норма на работу тракторов, машин, механизмов и оборудования - расход топлива при выполнении определенного вида работ в конкретных условиях в период с 1 апреля по 31 октября - на машино-час или на выполненную операцию (заполнение (слив) одной цистерны, погрузка (разгрузка) одного комплекта контейнеров и тому подобное); машино-час - фактическое время работы двигателя трактора, машины, механизма и оборудования; снаряженная масса автомобиля - масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и прочим) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и тому подобным) автомобиля без массы груза, пассажиров, багажа и водителя. Базовые (линейные) нормы расхода топлива устанавливаются Минтрансом РБ (их перечень приведен в Сборнике и иных документах данного министерства). Для установления расчетной нормы расхода топлива, которая будет фактически использоваться в организации, необходимо базовую (линейную) норму скорректировать на поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автомобиля и иной техники. Перечень таких коэффициентов и условия их применения приведены в Инструкции. Повышение (снижение) норм устанавливается приказом руководителя юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Повышение (снижение) распространяется как на линейную норму расхода топлива, так и на норму на выполнение транспортной работы. Фактический пробег автомобиля, а также время работы оборудования определяются на основании данных путевых листов. При сверхнормативном расходе горюче-смазочных материалов перерасход на с
Беларусь
ОВ23.05.2007 16:28:24
Повышение (снижение) норм устанавливается приказом руководителя юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Повышение (снижение) распространяется как на линейную норму расхода топлива, так и на норму на выполнение транспортной работы. Фактический пробег автомобиля, а также время работы оборудования определяются на основании данных путевых листов. При сверхнормативном расходе горюче-смазочных материалов перерасход на себестоимость продукции (работ, услуг) не относится, в состав затрат, учитываемых при налогообложении, не включается, а относится на внереализационные расходы (неучитываемые при исчислении налога на прибыль) как суммы потерь активов. В случаях, когда перерасход допущен по вине работника предприятия (организации) либо установлен факт хищения, то стоимость топлива, использованного сверх норм, возмещается виновным лицом. Норма расхода топлива, применяемая в организации, утверждается приказом руководителя. В данном приказе целесообразно указать по каждой марке автомобиля или иной технике базовую (линейную) норму расхода топлива, применяемые поправочные коэффициенты, а также расчетную норму расхода топлива, которая будет применяться для списания топлива. Пример такого приказа представлен ниже.
Общество с ограниченной ответственностью «АБВ»
ПРИКАЗ 03.01.2005 № 3 г.Минск
О применении норм расхода топлива
Руководствуясь Инструкцией о порядке применения линейных норм расхода топлива на автомобили, автотракторную технику, машины, механизмы и оборудование, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 23.07.2004 № 26, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. На основании Сборника норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобили, автотракторную технику, суда, машины, механизмы и оборудование Республики Беларусь (письмо Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 01.01.1999), а также иных нормативных документов Минтранса РБ, утвердивших нормы расхода топлива и порядок их применения, установить линейные нормы расхода топлива на используемый автотранспорт: - автомобиль с экскаватором 4421 на шасси КрАЗ-255Б1А (вид топлива - дизельное топливо) - 51,0 л на 100 км пробега, на время работы установки - 9,2 л на 1 машино-час; - легковой автомобиль Peugeot 405 1,9D (вид топлива - дизельное топливо) - 6,9 л на 100 км пробега. 2. Применять увеличение линейной нормы расхода топлива на автомобиль с экскаватором 4421 на шасси КрАЗ-255Б1А: 2.1. при эксплуатации механических транспортных средств (кроме тракторов) в городах с численностью населения от 1 до 3 миллионов человек - 10%, что составляет 5,1 л на 100 км пробега; 2.2. при эксплуатации автомобилей на строительных объектах в стесненных условиях - 10%, что составляет 5,1 л на 100 км пробега; 2.3. на внутригаражные разъезды и технические надобности (техобслуживание, регулировочные работы, приработка двигателя и т.д.) нормативный расход топлива составляет 0,5% от общего расхода за месяц при отсутствии реальной экономии. 3. Применять увеличение линейной нормы расхода топлива на автомобили на 10% при поездках в пределах г.Минска. 4. При работе автомобилей при отрицательных температурах окружающей среды в период с 1 ноября по 31 марта в зависимости от фактической среднесуточной температуры воздуха применять к линейной норме следующие повышающие коэффициенты: при температуре от 0 до -10°С - 7%; при температуре от -10°С и ниже - 10%. Условием начала применения данного повышения являются установившиеся отрицательные среднесуточные температуры в течение 5 дней подряд по данным Гидрометеорологического центра Республики Беларусь (начиная с 6-го дня). 5. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок нормируемый расход топлива устанавливается с учетом суммы этих надбавок.
Директор ООО «АБВ» И.Иванов
При этом хотелось бы обратить внимание на порядок применения повышающих коэффициентов к линейной норме при работе автотранспорта в зимний период. В письме БелНИИТ «Транстехника» № 17-1/06 от апреля 2004 г. разъясняется, что повышение норм расхода топлива в зимний период производится исходя из фактической отрицательной температуры воздуха по данным Гидрометеоцентра РБ. Среднесуточную температуру воздуха можно узнать ежедневно на официальном сайте Гидрометеоцентра РБ (http://www.pogoda.by/). Допускается определение температуры по результатам собственных измерений, произведенных ответственным лицом по состоянию на 8 часов утра и должным образом задокументированных. При перевозках грузов и пассажиров по Республике Беларусь повышение линейной нормы расхода топлива производится исходя из среднесуточного значения температуры воздуха в начальном и конечном пунктах маршрута. Повышение нормы расхода топлива распространяется также на нормы расхода топлива на работу тракторов, машин, механизмов и оборудования. При положительных температурах воздуха повышение нормы расхода топлива не применяется начиная с первого дня наступления положительной температуры. Подобным образом устанавливается размер повышения нормы при температурах выше или ниже -10°С. Подтверждением значений среднесуточной температуры окружающего воздуха являются данные Гидрометеоцентра, а также журнал регистрации температуры окружающего воздуха. В случае нахождения автомобиля в многодневных командировках (в т.ч. международных) повышение нормы расхода топлива пересматривается ежедневно исходя из фактической температуры окружающего воздуха в районе нахождения автомобиля. Организацией, уполномоченной на разработку и представление в Минтранс РБ для утверждения норм расхода топлива, является БелНИИТ «Транстехника» (220071, г.Минск, ул.Платонова, 22). В данную организацию необходимо обращаться по всем вопросам, связанным с нормированием расхода топлива. Инструкцией (п.7) установлено, что в случае отсутствия установленных норм расхода топлива до их утверждения учет фактического расхода топлива при движении в черте города и за ее пределами производится по временным нормам, соответствующим контрольным расходам топлива, установленным заводами - изготовителями соответствующих механических транспортных средств (кроме тракторов) на срок не более трех месяцев. Нормы расхода топлива разрабатываются БелНИИТ «Транстехника» на основании заявок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. После завершения разработки нормы расхода топлива его списание производится по норме, которая указывается в гарантийном письме. Срок действия гарантийного письма продолжается до момента официального утверждения этой нормы. Таким образом, если на марку автомобиля или иной техники, используемых организацией, Минтрансом РБ норма расхода топлива не утверждена, то организация в течение трех месяцев имеет право относить расход топлива на себестоимость и на затраты, учитываемые при налогообложении, исходя из норм, установленных заводами - изготовителями автомобиля либо иной техники. Начиная с четвертого месяца такой расход топлива на себе
Беларусь
ОВ23.05.2007 16:29:59
Таким образом, если на марку автомобиля или иной техники, используемых организацией, Минтрансом РБ норма расхода топлива не утверждена, то организация в течение трех месяцев имеет право относить расход топлива на себестоимость и на затраты, учитываемые при налогообложении, исходя из норм, установленных заводами - изготовителями автомобиля либо иной техники. Начиная с четвертого месяца такой расход топлива на себестоимость и затраты, учитываемые при налогообложении, не относится. Если организация подала заявку в БелНИИТ «Транстехника» в целях разработки нормы расхода топлива, то результатом является гарантийное письмо БелНИИТ «Транстехника», в котором указывается норма расхода топлива. Данное письмо с указанной нормой является основанием для включения в себестоимость и в затраты, учитываемые при налогообложении, стоимости топлива, списываемого по указанной в письме норме до официального утверждения таковой Минтрансом РБ. Линейные нормы расхода топлива на тракторную технику и оборудование даны в литрах на машино-час работы. В случае учета работы в мото-часах следует применять «Усредненные значения коэффициентов перехода от сменного рабочего времени к часам наработки» (приложение 2 к Сборнику).
Усредненные значения коэффициентов перехода сменного рабочего времени (машино-часов) к часам наработки (мото-час) дорожно-строительных машин и оборудования