Разъяснение от 21 октября 2010 года № 15-5/840/2-1-9/324
Об актах выполненных работ, оказанных услуг
Во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2010 г. № 30/224-1112 Министерство финансов Республики Беларусь и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в целях обеспечения методологического руководства бухгалтерским учетом, отчетностью и налогообложением в Республике Беларусь разъясняют.
При отражении в бухгалтерском и налоговом учете хозяйственных операций по выполнению работ (оказанию услуг), имеющих незначительную стоимость (до 2 млн.рублей) по сделке с одним лицом в течение календарного месяца необходимо руководствоваться следующим.
В соответствии Законом Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон) факт совершения хозяйственной операции должен подтверждаться первичным учетным документом, обязательные реквизиты которого определены статьей 9 Закона. Подтверждение факта выполнения работ или оказания услуг оформляется, как правило, актом выполненных работ, оказанных услуг, (далее – акт), который должен иметь подписи исполнителя и заказчика. Одновременно акт служит подтверждением полноты и качества выполненных работ (оказанных услуг), используется для исчисления гарантийных сроков, защиты прав потребителей.
Несоставление актов может иметь место только в некоторых сферах экономической деятельности, таких как услуги связи, аренда, лизинг, прокат, рекламные и другие услуги, при оказании которых заключаются однотипные договора, в том числе относимые Гражданским кодексом Республики Беларусь к категории публичных.
В случаях, когда стороны договорились не составлять акт, в договоре между заказчиком и исполнителем должен быть указан способ, которым исполнитель информирует заказчика об исполнении работы (оказании услуги). Уведомление может быть направлено заказчику по электронной почте, факсимильной связи и другими способами.
Основанием для отражения на счетах бухгалтерского учета и принятия к налоговому учету, а также к вычету сумм налога на добавленную стоимость (НДС) по работам, услугам, приобретенным (выполненным, оказанным) без составления акта, являются договора (в том числе включающие графики арендных (лизинговых) платежей) в совокупности со счетами на оплату и иными аналогичными документами (для плательщиков, определяющих выручку от реализации продукции (работ, услуг) «по оплате», - также платежными инструкциями, подтверждающими оплату работ, услуг). Для принятия к вычету сумм НДС в этих документах следует указывать ставку и сумму НДС.
Документы, служащие основанием для подтверждения факта выполнения работ и оказания услуг, а также для вычета сумм НДС, могут быть как на бумажном носителе информации, так и в электронном виде. Способ передачи документа не является определяющим. Передача таких документов возможна лично, по почте, по факсу, по электронной почте путем предоставления ссылки в сети Интернет или направления по E-mail почте.
До внесения изменений в Инструкцию по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденную постановлением Минфина от 30.05.2003 № 89, отражение в бухгалтерском учете операций по расчетным, валютным, специальным и прочим счетам в банке может осуществляться как на основании выписок банка из лицевого счета с приложением платежных инструкций, так и на основании выписок банка с указанием в них реквизитов платежных инструкций и/или информации о банковском переводе, что должно быть предусмотрено в договоре на банковское обслуживание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7 февраля 2002 г. № З-137/2002
О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ СТАВОК АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ ПРИ СДАЧЕ В АРЕНДУ НЕЖИЛЫХ ЗДАНИЙ (ПОМЕЩЕНИЙ)
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего - Председателя Конституционного Суда Василевича Г.А., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Воробья Г.А., Кеник К.И., Подгруши В.В., Саркисовой Э.А., Тиковенко А.Г., Филипчик Р.И., Шишко Г.Б., Шуклина В.З. с участием представителей: Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь: Хрола В.П. - председателя Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь; Демидовой И.Е. - заведующего отделом хозяйственного, трудового и социального законодательства Главного экспертно-правового управления Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь; Министерства экономики Республики Беларусь: Пупко А.В. - заместителя директора Департамента антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь; Волковой Е.В. - начальника отдела цен и тарифов в непроизводственной сфере Департамента антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь рассмотрел в открытом судебном заседании дело «О соответствии Конституции Республики Беларусь Инструкции о порядке формирования ставок арендной платы юридическими лицами негосударственной формы собственности при сдаче в аренду нежилых зданий (помещений)». В судебном заседании приняли участие: Мирониченко И.А. - заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Козырева Л.Г. - заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Снегирь М.В. - заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь, Калугин В.Ю. - заместитель Министра юстиции Республики Беларусь. Производство по делу возбуждено Конституционным Судом 7 декабря 2001 г. по предложению Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь на основании статьи 116 Конституции, статей 5 и 6 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и статьи 43 Регламента Конституционного Суда Республики Беларусь. Проверке подлежала Инструкция о порядке формирования ставок арендной платы юридическими лицами негосударственной формы собственности при сдаче в аренду нежилых зданий (помещений), утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 29 мая 2001 г. № 96 (в дальнейшем - Инструкция), вступившая в силу с 1 июля 2001 г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 62, 8/6246; 8/6316). В предложении о проверке конституционности Инструкции Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь отметила, что положения Инструкции предусматривают неравные права для осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования частной формы собственности по сравнению с субъектами хозяйствования государственной формы собственности и создают неравные условия для развития этих форм собственности. Заслушав судью-докладчика Шуклина В.З., представителей сторон, эксперта Кирееву Е.Ф. - заведующего кафедрой финансов отраслей народного хозяйства Белорусского государственного экономического университета, кандидата экономических наук, профессора, проанализировав положения Конституции, Гражданского кодекса, законов и других нормативных актов Республики Беларусь, изучив материалы дела, Конституционный Суд установил следующее. В соответствии с Конституцией государство обязано предоставлять всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантировать равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности (статья 13). Государство гарантирует каждому право собственности; собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом (статья 44). В соответствии с указанными конституционными нормами в Гражданском кодексе Республики Беларусь (в дальнейшем - ГК) в качестве одного из основных принципов закреплен принцип равенства участников гражданских отношений, согласно которому субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Участники гражданских правоотношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора; произвольное вмешательство в частные дела не допускается (статья 2). На указанных принципах основаны как общие положения Гражданского кодекса, регулирующие вопросы аренды (статьи 577-596), так и специальные положения, касающиеся договора аренды зданий или сооружений (статьи 621-626). Отношения в сфере аренды регулируются также Законом «Об аренде» и другими актами законодательства. В соответствии с частью первой статьи 577 ГК по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В пункте 1 статьи 578 ГК предусмотрено, что объектами аренды могут быть земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и иные имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Согласно пункту 1 статьи 621 ГК по договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение. Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (пункт 2 статьи 622 ГК). Применительно к договору аренды здания или сооружения арендная плата является обязательным условием. При отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о размере арендной платы договор аренды здания или сооружения считается незаключенным (пункт 1 статьи 625 ГК). Таким образом, из содержания норм ГК, регулирующих арендные отношения, следует, что размер арендной платы при сдаче в аренду зданий или сооружений определяется соглашением сторон при заключении договора аренды. При этом законодатель не связывает определение и согласование арендной платы с формами собственности на здания или сооружения. Следует также иметь в виду, что согласно части седьмой статьи 10 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» Гражданский кодекс имеет большую юридичес
Беларусь
"Анонимно"23.11.2010 12:42:14
Таким образом, из содержания норм ГК, регулирующих арендные отношения, следует, что размер арендной платы при сдаче в аренду зданий или сооружений определяется соглашением сторон при заключении договора аренды. При этом законодатель не связывает определение и согласование арендной платы с формами собственности на здания или сооружения. Следует также иметь в виду, что согласно части седьмой статьи 10 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» Гражданский кодекс имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права. В соответствии со статьей 579 ГК право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, а также распоряжаться им иным образом (пункт 2 статьи 210 ГК). В связи с этим государство как один из собственников вправе в лице уполномоченных органов решать в соответствии с законодательством вопросы арендной платы в отношении арендодателей государственной формы собственности. В целях упорядочения использования государственной собственности, пресечения правонарушений в области арендных отношений и защиты экономических интересов государства Указом Президента Республики Беларусь от 21 августа 1996 г. № 302 «О порядке определения минимальных ставок арендной платы за помещения в административных зданиях и сооружениях, находящиеся в государственной собственности» был утвержден Порядок определения минимальных ставок арендной платы за помещения в административных зданиях и сооружениях, находящиеся в государственной собственности (в дальнейшем - Порядок). Согласно названному Порядку минимальные ставки арендной платы являются обязательными для всех арендодателей помещений в административных зданиях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, и устанавливаемая плата не может быть ниже этих ставок, за исключением случаев, предусмотренных Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом (пункт 1 Порядка). Размер минимальных ставок арендной платы определен в долларах США, но арендная плата вносится в белорусских рублях по курсу Национального банка на день уплаты, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Республики Беларусь платежи производятся в иностранной валюте (пункты 2 и 4 Порядка). До принятия Инструкции не было специального нормативного акта, регулирующего порядок определения ставок арендной платы субъектами негосударственной формы собственности. Республиканской комиссией по упорядочению использования административных зданий, сооружений, производственных площадей и других объектов государственной собственности до разработки обоснования для определения размера арендной платы предприятиям и организациям негосударственной формы собственности, частным предпринимателям при сдаче в аренду общественных зданий, комплексов и сооружений, помещений в них, административных зданий, переоборудованных производственных зданий было предложено временно руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 21 августа 1996 г. № 302. Порядок определения ставок арендной платы за сдачу в аренду нежилых зданий (помещений), находящихся в частной собственности, был предусмотрен Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства экономики от 29 мая 2001 г. № 96. Данная Инструкция, устанавливающая порядок формирования ставок арендной платы юридическими лицами негосударственной формы собственности при сдаче в аренду нежилых зданий (помещений), имеет для них обязательный характер (пункты 1 и 2). Согласно Инструкции ставки арендной платы при сдаче в аренду нежилых зданий (помещений) формируются с учетом соответствующих экономических обоснований: остаточной стоимости зданий, их комфортности, места расположения и других условий (пункт 4); юридические лица негосударственной формы собственности рассчитывают ставки арендной платы в белорусских рублях по формуле, учитывающей коэффициент изменения стоимости нежилых зданий (помещений), утверждаемый Министерством статистики и анализа по данным Министерства архитектуры и строительства, а также ряд других показателей (пункт 5). В постановлении Министерства экономики от 29 мая 2001 г. № 96, утвердившем Инструкцию, указано, что основанием для ее принятия послужило законодательство, регулирующее правоотношения в сфере ценообразования. Согласно статье 14 Закона «О ценообразовании» за нарушение установленных соответствующими государственными органами уровней регулируемых цен (тарифов), их завышение или занижение, а также нарушение установленного порядка их определения к юридическим и должностным лицам, предпринимателям применяются соответствующие санкции. Руководители юридического лица и другие должностные лица, предприниматели несут иную ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании в соответствии с действующим законодательством. Анализ названного Закона (статьи 3, 5, 7, 8, 11 и др.), а также Указа Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь», которым утвержден Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы), надбавки (скидки) на которые регулируются республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом, а также других актов законодательства свидетельствует о том, что установление ставок арендной платы и порядка их определения субъектами негосударственной формы собственности при сдаче в аренду нежилых зданий (помещений) не относится к отношениям, регулируемым законодательством о ценообразовании. Доводы Министерства экономики о том, что сдачу в аренду нежилых зданий (помещений) следует рассматривать как услугу, со ссылкой при этом на Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденные министерствами экономики, финансов, труда, статистики и анализа в январе 1998 г. (с последующими изменениями и дополнениями), не основаны на положениях ГК. Отнесение доходов, полученных арендодателем за сдачу имущества в аренду, на иной счет не изменило экономической сущности арендных отношений. Договоры аренды направлены на возмездную передачу имущества в пользование, а не на возмездное оказание услуг. В связи с этим к указанным лицам не могут применяться меры ответственности, предусмотренные законодательством о ценообразовании. Применение законодательства о ценообразовании при определении ставок арендной платы в соответствии с пунктом 5 Инструкции приводит к тому, что в отличие от арендодателей государственной формы собственности арендодатели частной формы собственности о
Беларусь
"Анонимно"23.11.2010 12:43:06
Применение законодательства о ценообразовании при определении ставок арендной платы в соответствии с пунктом 5 Инструкции приводит к тому, что в отличие от арендодателей государственной формы собственности арендодатели частной формы собственности обязаны ежемесячно рассчитывать эти ставки с учетом коэффициента изменения стоимости нежилых зданий (помещений), утвержденного Министерством статистики и анализа по данным Министерства архитектуры и строительства. Кроме того, Инструкция предусматривает дополнительные коэффициенты для расчета ставки арендной платы. Существует также различный подход к учету налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, учитываемых при расчете ставки арендной платы. С учетом изложенного Конституционный Суд считает, что положения Инструкции, которыми установлен порядок формирования ставок арендной платы за сдачу в аренду нежилых зданий (помещений) арендодателями частной формы собственности, отличающийся от порядка, установленного для арендодателей государственной формы собственности, создали неравные условия для развития государственной и частной форм собственности, что противоречит Конституции (статьи 13, 44, 58 и др.), Гражданскому кодексу, иным законодательным актам, предусматривающим равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. На основании изложенного и руководствуясь частями первой, четвертой и седьмой статьи 116 Конституции, статьями 5, 6, 9, 34, 38, 40 и 43 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Конституционный Суд решил: 1. Признать не соответствующей Конституции Республики Беларусь, Гражданскому кодексу Республики Беларусь, другим законодательным актам Республики Беларусь Инструкцию о порядке формирования ставок арендной платы юридическими лицами негосударственной формы собственности при сдаче в аренду нежилых зданий (помещений), утвержденную постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 29 мая 2001 г. № 96. Считать данный нормативный акт не имеющим юридической силы со дня принятия настоящего Заключения. 2. Опубликовать настоящее Заключение в срок, установленный законодательством, в «Народнай газеце» и «Звяздзе», а также в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь и «Веснiку Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь». 3. Настоящее Заключение вступает в силу со дня провозглашения, является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит.
Председательствующий - Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь Г.А.ВАСИЛЕВИЧ