...время - деньги...
ВЗАИМОПОМОЩЬ / Ответы (пользователь не идентифицирован)

ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Войти >>
Зарегистрироваться >>
ДОСКА ПОЧЁТА
 
 
ПРИСЛАТЬ ЗАЯВКУ
 
 
РЕКЛАМА
 
 
НОВОСТИ
ПОИСК


РЕКЛАМА
наши условия >>
 
 

   
 
ВОПРОС:

 
Анонимно 21.03.2012 16:47:26
Как правильно оформить документы на отпуск директора?
Беларусь
 
 
  << к списку вопросов

  ОТВЕТЫ:

 
"Анонимно" 21.03.2012 16:58:30
http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=hk9900296 Трудовой кодекс РБ
ГЛАВА 7. ИСЧИСЛЕНИЕ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА
ГЛАВА 12. ТРУДОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТПУСКА cт.149-192
Статья 151. Исчисление продолжительности отпусков
Статья 152. Оформление отпусков
Беларусь
"Анонимно" 21.03.2012 16:58:42
РУКОВОДСТВУ НУЖЕН ОТДЫХ

О.В.САМОСЮК,
юрист

Подписано в печать 22.04.2011

Скоро лето. В отпуск собираются не только рядовые работники, но и ключевое должностное лицо организации - ее руководитель. Проанализируем, как правильно оформить отпуск директора и какие обстоятельства необходимо учесть при передаче его полномочий на время отпуска.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ О понятии нанимателя см.: Самосюк О. «Как уволить руководителя¦
¦организации» // Главная книга.by. 2010. N 5 ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Статус руководителя

С позиции трудового законодательства руководитель организации имеет двойной статус. С одной стороны, он является уполномоченным лицом нанимателя (т.е. ему предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений (абз. 7 ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК)). С другой стороны, руководитель является работником организации, и на него, как на любого работника, распространяются нормы ТК, в том числе об отпусках.
Помимо этого, руководитель рассматривается в качестве органа юридического лица и его законного представителя с позиции гражданского законодательства (ст. 49, 183 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)).

Кто его отпустит?

Итак, директор принимает решение уйти в отпуск. Прежде всего, возникает вопрос: должен ли он согласовывать с кем-либо это решение?
Трудовое законодательство не дает на него прямого ответа. Указано, что очередность отпуска работников организации (в том числе директора) определяется графиком отпусков. График отпусков утверждается нанимателем (т.е. организацией в лице директора) по согласованию с профсоюзом либо при отсутствии профсоюза - с работником (ч. 1 ст. 168 ТК). Таким образом, если профсоюз не создан, директор самостоятельно принимает решение о том, когда он уйдет в отпуск.
Вместе с тем в уставе юридического лица может предусматриваться необходимость рассмотрения вопроса о предоставлении директору отпуска на общем собрании участников / совете директоров (для хозяйственных обществ) либо принятия подобного решения собственником имущества (для унитарных предприятий). В данном случае директор должен направить в адрес этих органов заявление, например следующего содержания:

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Прошу рассмотреть на общем собрании участников ООО «Альфа» вопрос о¦
¦предоставлении мне трудового отпуска с 4 мая 2011 г. в количестве 27¦
¦календарных дней ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Необходимость согласования отпуска директора с иными органами юридического лица помимо устава может быть закреплена в трудовом договоре (контракте) с директором. Однако такое согласование сопряжено с экономическими затратами для организации. Например, созыв внеочередного общего собрания участников повлечет расходы на соблюдение процедуры уведомления о проведении собрания, компенсацию приезда / проживания участников ООО и т.п. В то же время подобное согласование служит дополнительным способом контроля за действиями директора.
Если указание о согласовании отсутствует, директор уходит в отпуск в общем порядке, предусмотренном ТК. При этом гражданское законодательство, которое также распространяется на руководителя как на исполнительный орган юридического лица, не регулирует отношения, связанные с отпуском директора.

Как оформить отпуск?

В унифицированной форме графика отпусков (включена в Унифицированную систему организационно-распорядительной документации, утвержденную Приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 14.05.2007 N 25) (является рекомендательной) указывается лишь месяц, в котором работник планирует уйти в отпуск. Конкретная дата начала и продолжительность трудового отпуска определяются по договоренности работника и нанимателя (ч. 3 ст. 168 ТК). На практике это означает, что работник подает заявление, на котором проставляется резолюция нанимателя о подготовке приказа о предоставлении отпуска. Учитывая, что директор выступает и как работник, и как уполномоченное лицо нанимателя, такое заявление ему писать нецелесообразно (исключение составляют случаи, когда решение об отпуске директора нужно согласовать с иными органами управления).
Исходя из ст. 152 ТК отпуск любого работника, в том числе руководителя, оформляется приказом (распоряжением, решением) или запиской об отпуске, которые подписываются от имени нанимателя уполномоченным им должностным лицом. Чаще всего предпочтение отдается приказу.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Правила оформления документов по отпуску см.: Мартинкевич А.¦
¦Делопроизводство во время отпускной кампании // КонсультантЭкспресс.¦
¦Аналитика. 2010. N 11 ¦
L--------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ НА ЗАМЕТКУ ¦
¦ Приказ об отпуске подписывает сам директор (даже в том случае,¦
¦когда решение об отпуске он должен согласовать), поскольку приказ¦
¦является правовым актом, который издается руководителем организации¦
¦(п. 93 Инструкции по делопроизводству в государственных органах и¦
¦организациях Республики Беларусь, утвержденной Постановлением¦
¦Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 N 4 (далее -¦
¦Инструкция N 4)) ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Приказы (как и иные документы организации) оформляются в соответствии с СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». В унифицированных формах, разработанных на основании указанного стандарта, предусмотрено, что в приказах о предоставлении отпуска текст излагается следующим образом:

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ ПРЕДОСТАВИТЬ: фамилия, имя, отчество... трудовой отпуск... ¦
L--------------------------------------------------------------------------

В связи с этим полагаем, что такая формулировка и в отношении директора наиболее предпочтительна. При этом на практике используется также формулировка подобного характера:

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Убываю в трудовой отпуск... ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Кому передать дела?

В силу норм законодательства (ч. 5 п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 N 32 (далее - Общие положения)) обязанности по управлению организацией в случае временного отсутствия руководителя (в частности, в период отпуска) возлагаются на заместителя руководителя. Такое условие должно быть предусмотрено в трудовом договоре (контракте)
Беларусь
"Анонимно" 21.03.2012 17:00:11
Кому передать дела?

В силу норм законодательства (ч. 5 п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 N 32 (далее - Общие положения)) обязанности по управлению организацией в случае временного отсутствия руководителя (в частности, в период отпуска) возлагаются на заместителя руководителя. Такое условие должно быть предусмотрено в трудовом договоре (контракте) и / или должностной инструкции заместителя руководителя.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ НА ЗАМЕТКУ ¦
¦ Обязанность выполнения заместителем полномочий руководителя на¦
¦время отсутствия последнего вытекает из законодательства, поэтому нет¦
¦необходимости в оформлении соответствующего приказа ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Если у руководителя несколько заместителей, при убытии в отпуск необходимо издать приказ, в котором следует определить, кто из них будет выполнять обязанности директора в данный период (если это не предусмотрено приказом о распределении должностных обязанностей (ч. 6 п. 10 Общих положений)).
В случае, когда заместитель исполняет функции руководителя на время его отпуска в силу своих должностных обязанностей, оснований для установления такому заместителю доплаты не имеется.
Отметим, что на период временного отсутствия руководителя часто назначают исполняющего обязанности руководителя (И.О., Вр.И.О.). Статус таких лиц, а также порядок их назначения не урегулирован ни трудовым, ни гражданским правом. Однако на практике такие формулировки используются преимущественно в отношении государственных служащих по вакантной должности. Полагаем, что на время отпуска руководителя следует прибегать к иным предусмотренным законодательством способам передачи его полномочий.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Подробнее о временном заместительстве см.: Замулко М. Работник¦
¦временно отсутствует: оформляем замену // Главная книга.by. 2011. N 6 ¦
L--------------------------------------------------------------------------

При отсутствии заместителя обязанности руководителя могут быть переданы иным работникам организации (например, инженеру) на основе норм ТК о временном заместительстве. В этих случаях работнику, который выполняет функции директора на время его отпуска, полагается доплата по ст. 68 ТК.
В уставе организации может предусматриваться либо порядок передачи полномочий директора на время его отпуска конкретному должностному лицу, либо порядок избрания общим собранием / советом директоров лица, временно заменяющего директора. Закрепленный порядок должен соблюдаться.
При отсутствии в уставе таких положений директор по своему усмотрению выбирает, кому из заместителей (иных работников, если нет заместителей) поручить выполнение своих функций.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ¦
¦ Хозяйственный суд отказал в удовлетворении требований участников¦
¦общества о признании недействительным приказа генерального директора о¦
¦временном возложении обязанностей на период нахождения его в отпуске на¦
¦исполнительного директора, так как уставом этот вопрос к компетенции¦
¦общего собрания не отнесен. ¦
¦ Решение хозяйственного суда г. Минска от 27.03.2006 (дело¦
¦N 95-5/06) ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Как оформить передачу полномочий?

Приказ

Передача полномочий руководителя на время его отпуска оформляется приказом, за исключением случаев, когда эти полномочия переходят к единственному заместителю. Может быть составлен один приказ, в котором будет отражено и убытие директора в отпуск, и возложение на работника обязанностей директора на время отпуска последнего.
Приказ предоставляет право заменяющему директора работнику осуществлять текущее руководство организацией (например, давать указания подчиненным, принимать и увольнять работников и т.п.).

Доверенность в гражданско-правовых отношениях

Однако при необходимости заключения гражданско-правовых сделок, совершения иных юридически значимых действий (например, обращение за регистрацией недвижимого имущества и т.п.) приказа будет недостаточно. В гражданско-правовых отношениях передача полномочий происходит на основе норм о представительстве и доверенности (гл. 10 ГК). Таким образом, до ухода в отпуск директор должен выдать заместителю (иному работнику) доверенность. Напомним, что сам директор в пределах своей компетенции действует без доверенности.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ НА ЗАМЕТКУ ¦
¦ По доверенности заместителю не может быть передано больше¦
¦полномочий, чем есть у директора. Так, например, если уставом¦
¦организации ограничено право директора заключать сделки с недвижимым¦
¦имуществом, то и его заместитель, действующий на основании¦
¦доверенности, не может совершать такие сделки ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Доверенность оформляется в простой письменной форме. Доверенность от имени организации выдается за подписью директора или иного лица, уполномоченного на это уставом, и скрепляется печатью организации (п. 5 ст. 186 ГК).
Во время отпуска директора его заместитель также может временно отсутствовать (командировка, болезнь и т.п.). Для заключения гражданско-правовых договоров в этом случае возможна выдача заместителем доверенности иному лицу в порядке передоверия (ст. 188 ГК).
Требования к доверенности, выданной в порядке передоверия:
передоверие возможно, если в доверенности указано такое право заместителя либо заместитель вынужден так поступить в силу обстоятельств для охраны интересов организации (например, при угрозе срыва крупного контракта);
доверенность должна быть нотариально удостоверена;
срок ее действия не может превышать срок действия доверенности, на основании которой она выдана;
заместитель (иное лицо) должен известить директора о передоверии и сообщить ему сведения о лице, которому переданы полномочия. В противном случае заместитель будет отвечать за действия этого лица, как за свои собственные.
Если договор подписан неуполномоченным лицом (например, у заместителя нет доверенности), подлежит применению ст. 184 ГК: при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при их превышении сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ¦
¦ Между сторонами был заключен договор подряда. Истец (ОАО) указал,¦
¦что данный договор является недействительным, поскольку подписан¦
¦главным инженером общества, не имеющим права на подписание договоров.¦
¦Суд установил, что после заключения догов
Беларусь
 
<< к списку вопросов

1-3 

 
 

 

© 2001 ЮКОЛА-ИНФОTM Рейтинг@Mail.ru