Надо произвести сезонную замену шин. Шины б/у, числятся в учете только в количественном выражении. Электронная накладная не создается. Выписываем обычную ТТН. В графе грузополучатель надо указывать нашу организацию, просто в примечании писать, что перемещение для замены или надо указывать СТО на которую передаются шины?. На возврат зимних шин вообще нет документа? Или они в заказ-наряде должны указать что конкретно нам отдают? Кок вообще правильно оформить документы на передачу/возврат при сезонной замене шин?
Достаточно ли приходного ордера при возврате шин на склад?
Беларусь
Lana12.04.2022 11:38:25
Организации, эксплуатирующие транспортные средства круглогодично, должны производить сезонную замену шин. Законодательством не предусмотрен порядок учета при сезонной замене шин, поэтому организация разрабатывает его самостоятельно и закрепляет в учетной политике. Рассмотрим несколько вариантов такого учета.
1) Шины могут быть списаны со склада в эксплуатацию единовременно в момент установки.
При таком варианте нет необходимости в дальнейшем корректировать их стоимость при сезонной смене. Если организация выбрала такой вариант учета, то снятые шины при сезонной замене учитываются только в количественном выражении. В дальнейшем, если организация несет расходы по сезонной замене автомобильных шин, то они включаются в состав затрат по производству в том периоде, в котором произведена их замена (п. 20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26).
2) Шины, снятые при сезонной замене, приходуются на склад по стоимости недопробега. Указанная стоимость рассчитывается на основании данных карточек учета работы автомобильных шин с учетом применения норм эксплуатационного пробега.
Пример. Сезонная замена шин Организация в апреле установила на автомобиль комплект новых летних шин. Стоимость одной шины – 230,00 руб. Эксплуатационная норма пробега составляет 56 000 км. К моменту сезонной замены шин пробег летних шин составил 11 200 км.
Определим стоимость недопробега шины к моменту сезонной замены в нашей ситуации: 184,00 руб. (230 / 56 000 × (56 000 – 11 200)). Порядок отражения в бухгалтерском учете будет следующий (см. табл. 2):
Таблица 2 Дебет Кредит Сумма, руб. коп. Содержание операции 20, 26, 44 и др. 10-5 920,00 (230,00 × 4 шт.) Списана стоимость новых летних шин при установке на автомобиль (в апреле 2020 г.) 10-5 20, 26, 44 и др. 736,00 (184,00 × 4 шт.) Оприходованы летние шины на склад при сезонной смене на зимнюю резину
Обратите внимание, что в примере для расчета недопробега используется эксплуатационная норма пробега. Разберемся, как и для чего она устанавливается. Эксплуатационные нормы пробега шин предназначены для планирования потребности транспортных предприятий в шинах, осуществления режима экономии и рационального использования материальных ресурсов, определения уровня тарифов и обеспечения расчетов по налогообложению предприятий (подп. 10.1 ТКП 299-2011). Эксплуатационные нормы и временные эксплуатационное нормы пробега определяются и утверждаются предприятием, владельцем транспортного средства в соответствии с методикой, указанной в приложении М к ТКП 299-2011. При необходимости можно воспользоваться услугами специализированной организации. Рекомендуемый срок эксплуатации автомобильных шин, за исключением восстановленных шин и шин с регулируемым давлением, – до 7 лет с даты изготовления. Если отсутствуют утвержденные эксплуатационные нормы пробега или нет возможности их разработки, то в этом случае разрабатываются и применяются временные эксплуатационные нормы пробега согласно методике приложения М к ТКП 299-2011. Временная эксплуатационная норма пробега действует в течение 24 месяцев со дня ее утверждения. После окончания действия временной эксплуатационной нормы пробега допускается повторное ее установление по методике приложения М к ТКП 299-2011 (подп. 10.2 п. 10 ТКП 299-2011).
Беларусь
"Анонимно"12.04.2022 12:07:53
Про бух. проводки и стоимость все понятно. Не понятно по документообороту. Какими документами оформлять возврат снятых колес на склад и их оприходование?
Вопрос: Организация производит сезонную замену шин. По какой стоимости следует оприходовать снятые с транспортного средства шины при их сезонной замене?
Ответ: Порядок определения стоимости закрепляется в учетной политике организации.
Обоснование: Если в отношении конкретных хозопераций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухучете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь (п. 5 ст. 9 Закона N 57-З).
Профессиональное суждение - точка зрения и действие главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном п. 2 ст. 7 Закона N 57-З, организации или ИП, оказывающих услуги по ведению бухучета и составлению отчетности, принятые организацией при ведении бухучета и составлении отчетности, которые излагаются организацией в положении об учетной политике и примечаниях к отчетности (абз. 16 ст. 1 Закона N 57-З).
Фактическая себестоимость материалов, поступивших на склад от бракованных изделий и возвратных отходов производства, от ремонта объектов основных средств, от списания и прочего выбытия основных средств, определяется по чистой стоимости реализации, если такие материалы предназначены для реализации, или по ценам возможного их использования и в бухучете отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов затрат на производство или финансовых результатов (п. 45 Инструкции N 133).
Цена возможного использования материалов может быть определена исходя из стоимости аналогичных материалов, числящихся в бухучете организации, с учетом степени пригодности к эксплуатации (ч. 3 п. 32 Инструкции N 133).
Таким образом, оприходование снятых с транспортного средства шин при их сезонной замене может происходить следующим образом, с учинением соответствующих записей в учетной политике организации:
- снятые с транспортного средства шины при их сезонной замене оприходовать по стоимости недопробега. Стоимость недопробега определяется на основании карточек учета работы автомобильных шин;
- снятые с транспортного средства шины при их сезонной замене оприходовать по цене возможного использования. Данный способ применяется, когда карточки учета работы автомобильных шин ведутся на шины, установленные на автомобиль при его приобретении, либо когда карточки учета работы автомобильных шин не ведутся.
В отношении шин, выработавших эксплуатационную норму пробега, но пригодных к дальнейшему использованию, по мнению автора, можно использовать следующий подход.
В случае возможности определения цены возможного использования - оприходовать их при сезонной замене по цене возможного использования.
В случае невозможности определения цены возможного использования - оприходовать их при их сезонной замене в количественном выражении или в условной оценке, например 0,01 руб.
Отметим, что аналитический учет материалов (количественный и суммовой учет) ведется с использованием оборотных ведомостей или сальдовым методом в разрезе каждого склада, подразделения, других мест хранения материалов, а внутри их - в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп материалов (п. 72 Инструкции N 133).
В.В.РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»
Беларусь
"Анонимно"12.04.2022 12:44:02
Опять же все по цене и проводкам. По документам ничего. Инструкция 58 по ТТН Накладная ТТН-1 и накладная ТН-2 могут не заполняться при:
реализации товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, по договорам розничной купли-продажи;
(в ред. постановления Минфина от 10.08.2018 N 58)
(см. текст в предыдущей редакции)
безвозмездной передаче товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, а также передаче (возврате) товаров таким лицам (такими лицами) по договорам безвозмездного пользования (ссуды), если при этом оформляется первичный учетный документ, форма которого установлена законодательством, а при отсутствии формы, установленной законодательством, - разработана и утверждена организацией самостоятельно;
реализации, безвозмездной передаче другим организациям недвижимого имущества, а также при его передаче (возврате) по договорам залога, доверительного управления имуществом, если при этом оформляется первичный учетный документ, форма которого установлена законодательством, а при отсутствии формы, установленной законодательством, - разработана и утверждена передающей организацией самостоятельно; возврате организациям-заказчикам, являющимся резидентами Республики Беларусь, товаров, ранее принятых от них для проведения технических испытаний, исследований, анализа и сертификации (в том числе поверки и калибровки средств измерений), за исключением внутриреспубликанских автомобильных перевозок товаров по договорам автомобильной перевозки груза. Возврат этих товаров может оформляться первичным учетным документом, форма которого разработана организацией-исполнителем самостоятельно, с указанием в нем марки и государственного номера автомобиля, на котором осуществляется доставка товаров организациям-заказчикам, адресов пунктов погрузки и разгрузки товаров;
внутреннем перемещении товаров без выезда на автомобильные дороги общего пользования и выхода на земли общего пользования, а также в пределах торгового центра, рынка, строительной площадки. Порядок документального оформления такого внутреннего перемещения устанавливается организацией самостоятельно;
Беларусь
"Анонимно"12.04.2022 14:15:01
аналитический учет материалов (количественный и суммовой учет) ведется с использованием оборотных ведомостей или сальдовым методом в разрезе каждого склада, подразделения, других мест хранения материалов, а внутри их - в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп материалов (п.72 Инструкции N 133).
Беларусь
"Анонимно"12.04.2022 14:21:43
Про аналитический учет понятно (это все регистры бух. учета). НО любая операция отражается на счетах бух. учета на основании ПУД! Что является ПУД по возврату шин на хранение на склад. По идеи должна быть ТТН на возврат на склад (от нас на обратное перемещение или СТО (что очень сомнительно), т.к в 58 инструкции нет случая возврат с СТО, когда можно не оформлять ТТН.
Беларусь
"Анонимно"12.04.2022 14:22:15
Надо произвести сезонную замену шин. Шины б/у, числятся в учете только в количественном выражении. Электронная накладная не создается. Выписываем обычную ТТН. В графе грузополучатель надо указывать нашу организацию, просто в примечании писать, что перемещение для замены или надо указывать СТО на которую передаются шины?. На возврат зимних шин вообще нет документа? Или они в заказ-наряде должны указать что конкретно нам отдают? - т.е. ваш вопрос - по какому документу передать колёса для замены шин на СТО и по какому принять «переодетые» обратно на ваш склад?
Беларусь
"Анонимно"12.04.2022 14:45:00
ну да, я про отражении в учете ничего и не писала
Беларусь
"Анонимно"12.04.2022 14:52:21
ну да - т.е. каким доком СТО должно вам вернуть те колёса?
Беларусь
"Анонимно"12.04.2022 15:02:28
т.е. каким доком СТО должно вам вернуть те колёса? _____________ Точнее будет какими доками МЫ должны вернуть на склад зимние шины (мы же их никуда и не передавали, они были установлены на машину и их СТО просто сняло). Просто логично, если бы перемещаем летние шины для установки на СТО по накладной, то перемещение зимних шин с одного адреса (СТО) на другой (склад) тоже надо ТТН
Беларусь
"Анонимно"12.04.2022 15:06:25
что вам оформило СТО какие тмц вы перемещаете откуда и куда
Беларусь
"Анонимно"12.04.2022 15:20:22
что вам оформило СТО какие тмц вы перемещаете откуда и куда _______________ Ничего еще не оформило. Пока выясняю какими документами все это оформляется. На СТО менеджеры вообще чушь какую-то говорят и сами толком нифига не знают, до из ГБ я пока не дозвонилась. Итак по порядку: 1. На машине установлены зимние шины. 2. Водитель берет летние шины б/у на складе (выписываем ТТН).Грузополучатель мы или СТО? 3. СТО снимает зимние шины, устанавливает летние и выставляет свой заказ-наряд на работы. 4. Машина на летних шинах возвращается, зимние сдаются на склад. На основании какого документа шины едет назад и приходуются на склад?
Беларусь
"Анонимно"12.04.2022 16:34:19
Итак по порядку: 1. На машине установлены зимние шины. 2. Водитель берет летние шины б/у на складе (выписываем ТТН).Грузополучатель мы или СТО?
грузополучатель - СТО. не забудьте написать, что шины б/у, иначе только ЭТТН
3. СТО снимает зимние шины, устанавливает летние и выставляет свой заказ-наряд на работы.
все верно. в заказ-наряде вы увидите свои установленные шины в разделе «материалы, принятые от заказчика»
4. Машина на летних шинах возвращается, зимние сдаются на склад. На основании какого документа шины едет назад и приходуются на склад?
а тут вам никто не ответит - нет установленного порядка. «поэтому организация разрабатывает его самостоятельно и закрепляет в учетной политике». у нас, например- с сто до склада едет без доков, на склад принимается по количеству без стоимости
Беларусь
"Анонимно"12.04.2022 22:04:10
, на склад принимается по количеству без стоимости ------ На основании какого ПУД?. Можно оформить приходный ордер. Но вот думаю, что правильнее все же оформлять ТТН на перемещение шин по городу только грузоотправитель и грузополучатель будем мы. По крайней мере этого требует 58 инструкция по накладным. Только адреса будут разные с адреса СТО на адрес склада.
Беларусь
"Анонимно"13.04.2022 12:50:43
Вопрос: На основании какого первичного учетного документа производится перемещение и оприходование снятых зимних шин назад на склад организации? Ответ: Для перемещения зимнего комплекта шин и оприходования его на склад необходимо использовать ТТН-1. Александр Коновальчук, DipIFR, налоговый консультант Дата актуальности материала: 12.04.2022 г.
Беларусь
"Анонимно"13.04.2022 14:13:32
Дата актуальности материала: 12.04.2022 г. -- нас читает.))
Беларусь
"Анонимно"18.04.2022 9:48:09
Следовательно, при перемещении бывших в употреблении шин выполнение требования о прослеживаемости товара не требуется.
Запасные части заказчика, переданные предприятием на СТО для ремонта транспортного средства, указываются в заказе и (или) приемо-сдаточном акте (подп. 5.2.10 п. 5 СТБ 1175-2011 «Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса. Порядок проведения», утв. постановлением госстандарта от 10.06.2011 № 30 (далее – СТБ 1175-2011)).
Передача запасных частей для замены в ходе ремонта оформляется ТТН-1 (ТН-2) (Инструкция о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утв. постановлением Минфина от 30.06.2016 № 58).
Замененные в механическом транспортном средстве дефектные узлы, блоки, модули и другие детали (компоненты) возвращаются заказчику. Получение заказчиком снятых деталей (компонентов) отражается в документе, подтверждающем факт оказания услуги по техосмотру и ремонту механических транспортного средства, и удостоверяется подписью заказчика (подп. 5.3.4 п. 5 СТБ 1175-2011).
ВЫВОД
Таким, образом, допускается указывать количество возвращаемых заказчику зимних шин как в заказ-наряде, так и в ТТН-1 (ТН-2).