Вопрос: Белорусскому автомобильному перевозчику было поручено произвести доставку груза с территории Беларуси в Российскую Федерацию. При выполнении перевозки груза по территории Беларуси транспортное средство попало в аварию. В результате аварии полуприцеп с грузом не пострадал, однако возникла необходимость перецепки груза на другой седельный тягач, принадлежащий данному перевозчику, для его доставки в указанное в СMR-накладной место разгрузки. Необходимо ли в рассматриваемом случае вносить изменения в СMR-накладную?
Ответ: Да, необходимо.
Обоснование: При замене транспортного средства международной перевозки соответствующие изменения должны быть внесены в транспортные (перевозочные) документы, в CMR-накладную. В частности, в гр. 25 международной товарно-транспортной CMR-накладной должен быть указан регистрационный номер седельного тягача (п. 26 Инструкции N 11).
Ввиду того что замена тягача производилась в рамках одного юридического лица перевозчика, иные изменения в CMR-накладную вносить нет необходимости.
Внесение изменений в СMR-накладную может быть осуществлено водителем перевозчика путем исправления сведений (методом зачеркивания) с указанием печатными буквами сведений о регистрационном номере седельного тягача. Исправленные сведения, в свою очередь, должны быть заверены штампом перевозчика.
Исходя из смысла и содержания п. 2 ст. 7 Конвенции КДПГ по факту замены транспортного средства (тягача), производимого в рамках одного перевозчика, не предусматривающей по сути перегрузку груза, перевозчику нет необходимости информировать заказчика автомобильной перевозки (отправителя груза), в том числе получать какие-либо от него инструкции насчет производимых им действий.
Беларусь
"Анонимно"12.04.2023 15:13:21
Спасибо. А вот случай, когда, например цмр была выписана на одну машину/перевозчика, но эта машина сорвалась, под загрузку стала др авто и др перевозчик, возможности перепечатать документы нет. Как в таком случае? Либо перегруз с машины на машину, например в РФ. Наш водитель ставит штамп последующего перевозчика, а внизу дописывает номера машины и свою фамилию.Так?
Беларусь
"Анонимно"12.04.2023 15:21:13
Согласно п. 23 и 26 Инструкции N 11 сведения о последующем перевозчике заполняются в СMR-накладной в графах 17, 25. Пунктом 2 Инструкции N 11 допускается также вносить в CMR-накладную дополнительную информацию, не предусмотренную Инструкцией N 11. В случае, если перевозчик транспортного средства международной перевозки, состоящего на регистрационном учете в стране ЕС, не владеет информацией о перецепке на момент въезда транспортного средства на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь, такие сведения подлежат указанию последующим перевозчиком до помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в месте осуществления перегрузки (перецепки) (Разъяснение Государственного таможенного комитета Республики Беларусь «Вниманию перевозчиков, зарегистрированных в Европейском союзе»).
Беларусь
"Анонимно"12.04.2023 15:25:36
Вопрос: Можно ли вносить исправления в CMR-накладную при замене водителя или автомобиля?
Ответ: Автор полагает, что да, можно вносить исправления в CMR при замене водителя или автомобиля.
Обоснование: Договор международной дорожной перевозки грузов (далее - договор перевозки) подтверждается составлением накладной. Отсутствие, неправильность или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки, к которому и в этом случае применяются положения КДПГ (ст. 4 КДПГ).
Накладная должна содержать в том числе наименование и адрес перевозчика (подп. с) п. 1 ст. 6 КДПГ). При этом стороны могут внести в накладную любые иные указания, которые они посчитают необходимыми (п. 3 ст. 6 КДПГ).
Допускается внесение в CMR-накладную перевозчиком по просьбе грузоотправителя следующих указаний: наименование и адрес грузоотправителя; место и дата принятия груза и место, предназначенное для его доставки; наименование и адрес грузополучателя; принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и в случае перевозки опасных грузов их общепризнанное обозначение; число грузовых мест, их особая маркировка и номера; вес брутто груза или количество груза, выраженное в других единицах измерения; инструкции, требуемые для выполнения таможенного оформления и иных официальных процедур, а также иных указаний в соответствии с п. 1 ст. 7 КДПГ (п. 2 ст. 7 КДПГ).
- реквизиты перевозчика (наименование, адрес, факс и другое);
- реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками;
- фамилии водителей, выполняющих перевозку, штамп организации перевозчика или наименование перевозчика и для подтверждения факта приема грузов к перевозке от отправителя - подпись водителя (экспедитора), принявшего груз (с расшифровкой подписи);
- регистрационные знаки тягача и полуприцепа, осуществляющих перевозку;
- марки и модели тягача и полуприцепа (п. 22, 23, 25 - 27 Инструкции от 20.02.2012 N 11).
Следует отметить, что действующее законодательство не запрещает вносить изменения в CMR-накладную после ее оформления.
При этом изменения в соответствующие графы CMR-накладной может вносить та сторона договора перевозки (грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик), которая является ответственной за их заполнение в соответствии с Инструкцией от 20.02.2012 N 11.
Внесение изменений перевозчиком в графы CMR-накладной, заполняемые грузоотправителем, также возможно при наличии соответствующей просьбы грузоотправителя. Такая просьба должна быть явно выражена и оформлена в письменном виде.
Таким образом, если меняются данные CMR-накладной о водителе или автомобиле, перевозчик может внести в CMR-накладную соответствующие изменения.