ИП хочу брать в расходы амортизацию своего авто, по документам оно куплено было мной на физ.лицо у ЧУП за совсем маленькую цену - я понимаю что могу заказать оценку у фирмы и на основании этой оценки рассчитывать амортизацию, но не возникнет ли вопросов у проверяющих что взял для расчета не по стоимости ЧУПа, а по стоимости оценки?
17/02/2023 Порядок определения налоговой базы для исчисления подоходного налога с физических лиц при осуществлении предпринимательской деятельности установлен в статье 205 НК. К расходам, учитываемым при налогообложении доходов от осуществления предпринимательской деятельности, относятся, на основании пункта 18 статьи 205 НК, в том числе амортизационные отчисления от стоимости амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), используемого в предпринимательской деятельности. К амортизационным отчислениям от стоимости амортизируемого имущества, используемого в предпринимательской деятельности, относятся суммы амортизационных отчислений по основным средствам, произведенных в порядке, установленном законодательством. При этом суммы амортизационных отчислений по основным средствам, используемым как для личных нужд, так и для предпринимательской деятельности, учитываются в составе расходов пропорционально периоду использования основных средств (по автотранспортным средствам - пропорционально пробегу, непосредственно связанному с предпринимательской деятельностью) для извлечения дохода в отчетном периоде, в котором произведены такие расходы и это предусмотрено пунктом 24 статьи 205 НК. Порядок начисления амортизации основных средств установлен в Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. пост. Минэкономики, Минфина, МАиС от 27.02.2009 № 37/18/6 (с изм.). Таким образом, ИП имеет право учесть в составе расходов при обложении подоходным налогом амортизационные отчисления по основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности и определенным согласно Инструкции № 37/18/6. Порядок ведения учета ИП определен в Инструкции о порядке ведения учета доходов и расходов, утв. пост. МНС от 30.01.2019 № 5 (далее – Инструкция № 5). Согласно терминам, приведенным в Инструкции № 5, имущество - это совокупность вещей и материальных ценностей: - вовлеченных плательщиком в хозяйственный оборот для использования в предпринимательской деятельности с целью получения экономических выгод; - возникающих у плательщика в результате совершенных хозяйственных операций, от которых он предполагает получение экономических выгод. Информация о совершении хозяйственных операций на основании подтверждающих документов отражается, в том числе в книге учета основных средств (далее – учет ОС). Порядок ведения ИП учета ОС изложен в главе 3 Инструкции № 5: - к учету принимается имущество, сохраняющее свою материально-вещественную форму и используемое им в хозяйственной деятельности в течение длительного периода (более 12 месяцев); - основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости; - учет (в том числе арендованных и объектов лизинга) осуществляется в книге учета основных средств по форме согласно приложению 3 к Инструкции № 5; - в книге учета основных средств в отношении каждой единицы оформляется отдельная страница, где производятся записи о поступлении и выбытии основных средств, затратах на ремонт и суммах амортизационных отчислений. Если имущество, предназначенное для использования на производственные и хозяйственные нужды, принимается к учету в качестве отдельных предметов в составе оборотных средств, оно не учитывается в составе основных средств. Учитывая изложенное, чтобы учесть расходы по имуществу при обложении подоходным налогом, ИП должен: - использовать это имущество в предпринимательских целях; - определить и документально подтвердить его первоначальную стоимость; - учитывать его в книге учета основных средств по установленной форме; - начислять амортизацию в порядке согласно Инструкции № 37/18/6. Порядок введения в оборот имущества ИП, принадлежащего ему как физическому лицу, законодательством не определен. ИП может оформить это своим решением в свободной форме, где должна быть отражена следующая информация: - наименование основного средства; - дата его поступления и на основании какого документа; - дата постановки на учет (для целей предпринимательской деятельности); - дата ввода в эксплуатацию (для целей предпринимательской деятельности); - шифр основного средства; - норма амортизации (годовая, ежемесячная); - первоначальная стоимость. Если ИП не может документально подтвердить стоимость основного средства, а также учитывая, что в таком случае имущество отражается в натуральном выражении без указания первоначальной стоимости, в решении достаточно будет указать информацию без цены. Соответственно учесть при налогообложении амортизацию он тогда не вправе, т.к. отсутствует стоимость основного средства. Таким образом, ИП может поставить на учет в качестве основного средства имущество, приобретенное ранее (не в 2023 году), по стоимости, указанной: - в документе приобретения (накладной, акте приема-передачи) с учетом физического износа; - в заключении об оценке (по рыночной стоимости); - в натуральном выражении (количество) при отсутствии подтверждения. Дату постановки на учет, ввода в эксплуатацию ИП определяет самостоятельно в своем решении, начисление амортизации будет зависеть от даты ввода в эксплуатацию и определения нормативного срока службы (пункты 18, 19, 21, 22, 34 Инструкции № 37/18/6). Нормативный срок службы и срок полезного использования по основным средствам, находившимся в эксплуатации, устанавливаются с учетом требований Инструкции № 37/18/6.