Добрый день! Работал главным бухгалтером на ЧП с КУДИР (главным, т.к. единственный). Увольняюсь, руководство говорит, что передачу дел нужно оформить, описи составить. Что вообще в таком случае нужно составлять, какие описи нужны, и что нужно вообще в случае, когда бухучет не ведётся, а только КУДИР? При оформлении на работу, никакую передачу дел не проводили вообще, в актах о приеме дел подпись не ставил (не судите строго, опыта не было), какие могут быть последствия?
Как передать дела новому главному бухгалтеру Чтобы новый главный бухгалтер сразу приступил к выполнению своих обязанностей, а не разыскивал и восстанавливал документы за периоды работы бывшего главбуха, существует процедура передачи дел. Передача дел осуществляется на основании приказа руководителя организации, в котором изложены порядок и сроки передачи дел. Поскольку процедура приема-передачи дел при смене главного бухгалтера законодательством не регламентирована, этапы передачи дел лучше прописать в локальном акте.
Двух главных бухгалтеров в организации быть не может, и поэтому нанимателю нужно решить вопрос об оформлении нового главного бухгалтера:
– вариант первый – главного бухгалтера можно перевести на должность заместителя;
– вариант второй – принять нового главного бухгалтера в качестве заместителя, а затем (после передачи дел) перевести на должность главного бухгалтера;
– вариант третий – оформить нового работника (до момента его вступления в должность) по договору подряда.
В приказе должны быть указаны Ф.И.О. лица, принимающего дела (нового главного бухгалтера), лица, передающего дела (прежний главный бухгалтер), и других лиц, участвующих в передаче дел (руководителя, аудитора, секретаря). В приказе о передаче дел следует указать:
– причину проведения приема-передачи дел (увольнение главного бухгалтера);
– сроки проведения приема-передачи дел и период, за который проводится прием-передача дел;
– лицо, ответственное за передачу дел (фамилия, имя, отчество увольняющегося главного бухгалтера) и за прием дел (фамилия, имя, отчество нового главного бухгалтера);
– состав комиссии и председателя комиссии по передаче дел.
Комиссия создается, если передаче подлежит большой объем документов. В состав комиссии могут включаться не только сотрудники бухгалтерии. При создании комиссии ответственность за организацию и проведение передачи дел возлагается на председателя комиссии.
Если передача дел осуществляется комиссией, то члены комиссии также ставят свои подписи в акте приема-передачи дел. Подписи под актом удостоверяют наличие передаваемых документов без оценки их содержимого. Содержание документов оценивают аудиторы.
Если необходимо провести инвентаризацию, то следует издать отдельный приказ. Для инвентаризации создается комиссия. Результаты инвентаризации отражаются в акте приема-передачи дел. Акт составляется в произвольной форме в двух экземплярах: один остается в организации, другой выдается на руки увольняемому главному бухгалтеру, чтобы в будущем снять возможные вопросы. Акт должен быть составлен и подписан до увольнения главного бухгалтера.
Представим передачу дел от прежнего главного бухгалтера новому главному бухгалтеру в виде алгоритма.
Шаг 1. Ознакомление нового главного бухгалтера с должностной инструкцией.
Шаг 2. Ознакомление нового главного бухгалтера и увольняемого главбуха с приказом о передаче дел.
Шаг 3. Проверка состояния учета и отчетности.
Шаг 4. Приемка-передача документов от прежнего главного бухгалтера новому главному бухгалтеру.
Шаг 5. Получение пояснений от прежнего главного бухгалтера.
Пояснения могут касаться ведения бухгалтерского и налогового учета, порядка взаимодействия с другими отделами или подразделениями организации, контрагентами, аудиторской компанией и налоговыми органами.
Шаг 6. Составление и подписание акта приема-передачи дел.
Укажите все основные моменты, характеризующие состояние передаваемых дел на дату передачи, и включите в акт как можно больше информации, собранной и обработанной в ходе передачи дел.
Беларусь
"Анонимно"01.10.2024 14:26:47
перепишите все папки в акт да и всё
Беларусь
"Анонимно"01.10.2024 14:27:17
Обязанность составления акта о приеме и сдаче дел установлена Законом от 12.07.2013 N 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» в случае назначения на должность и освобождения от должности главного бухгалтера организации. Форма акта приема и сдачи дел в законодательстве не утверждена. Таким образом, акт составляется в произвольной форме.
Как правильно передать дела при увольнении главного бухгалтера 7 апреля 2020 Как принять дела у уходящего бухгалтера? Какие вопросы задать и что посмотреть?
Изучить приказ о передаче дел, какие сроки в нем оговорены; Сверить данные бухгалтерского учета по расчетам с бюджетом со справкой (выпиской) о состоянии расчетов из налоговой и ФСЗН. Изучить наличие переплат и недоплат по таким расчетам; Частично сверить дебиторскую и кредиторскую задолженность. Можно сверить большие суммы задолженности и задолженность с давним сроком ее образования, а также попробовать найти ответ на вопрос: почему? Проверить своевременность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности, обратив особое внимание на кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности, т.к. несвоевременное ее списание приводит не только к необходимости подачи уточненных деклараций, но и недоплате в бюджет налога на прибыль; Сверить, совпадают ли данные в бухгалтерской базе в программе с данными на бумажном носителе, а также в сданной отчетности; Провести выборочную проверку документов: совпадают ли формы с утвержденными в организации, имеются ли везде подписи, даты и другие реквизиты, предусмотренные Законом «О бухгалтерском учете и отчетности»; Уточнить, имеются ли неотработанные документы, пролистать и посмотреть на содержание и сроки хозяйственных операций. Имеются ли хозяйственные операции без составления первичного документа Такие документы от предшественника целесообразно принять по описи; Провести инвентаризацию расчетного(ых) счета(ов); Провести экспресс-проверку бухгалтерской базы по периодам. При наличии ошибок бухгалтерская программа их выдаст. Следует помнить, что наличие ошибок может привести к искажению отчетности, недоплате налогов в бюджет и штрафным санкциям; Уточнить, вся ли бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетность по срокам сдана. Для этого, например, в личном кабинете налогоплательщика стоит обратить внимание на сдачу деклараций, наличие ошибок при сдаче, подаче уточненных деклараций; Уточнить порядок подписи отчетности организации. Была ли соответствующая доверенность, когда подписывается отчетность не руководитель организации. В случае подписания отчетности главным бухгалтером, который увольняется, необходимо сделать копию ее доверенности, а также уведомить ИМНС, статистику, фонд и т.д. Оформить ЭЦП, чтобы в дальнейшем не просрочить сдачу отчетности; Изучить последние документы по аудиторским и последним проверкам; Ознакомиться с учетной политикой организации и проверить ее актуальность, соответствие с действующим законодательством; Изучить должностную инструкцию свою и подчиненныx; Ознакомиться с правилами внутреннего распорядка, положением о премировании и т.п. кадровой документацией; Уточнить контактные данные, необходимые для работы: контрагентов, банков, аудиторов, налогового инспектора и т.д. В дальнейшем это позволит сэкономить время на поиск необходимой информации; Принять документы по описи, желательно, чтобы документы были сформированы в дела и подшиты; По всем выявленным нарушениям у увольняющего бухгалтера необходимо взять объяснения. Чтобы вопросов с дачей пояснений не возникло (хочу – не хочу и т.п.) данное условие необходимо включить в приказ о передаче дел. Если первоначально приказ не включал данное условие, то в него можно внести изменения; Кроме описи передачи дел целесообразно составить документ о выявленных недочетах при приемке дел; Если при приеме дел от предшественника обнаруживаются грубые и (или) не единичные ошибки, то целесообразно решить вопрос о проведении аудиторской проверки. Обязанность составления акта о приеме и сдаче дел установлена Законом от 12.07.2013 N 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» в случае назначения на должность и освобождения от должности главного бухгалтера организации. Форма акта приема и сдачи дел в законодательстве не утверждена. Таким образом, акт составляется в произвольной форме.
Примерная форма может выглядеть так:
Утверждаю:
Генеральный директор
« » 20 г.
АКТ приема-передачи дел
при смене главного бухгалтера ____________
« » 202 г.
Согласно приказу №____ от «___» _______ 20__ г. в период с «__» __________ 20__ г. по «___» ___________ 20__ г. произведена передача дел от главного бухгалтера____ назначенному с ________ главному бухгалтеру (заместителю главного бухгалтера)____________ результаты, которой отражены в настоящем акте
1.Передача печатей, штампов и ключей
Настоящим актом подтверждается передача ключей и штампов по описи, прилагаемой к настоящему акту.
2.Передача документов
Настоящим актом подтверждается передача документов, находящихся в сфере ответственности главного бухгалтера, — по отдельной описи, который прилагается к данному акту.
3. Выявленные недочеты
4. Прочие вопросы
Приложения:
Опись передаваемых печатей, штампов, ключей, ЭЦП Опись передаваемых документов Перечень выявленных недочетов С информацией, изложенной в акте, согласны в полном объеме:
Сдал___ ФИО Принял______ФИО
Несмотря, что обязанность составления акта о приемке и сдачи дел установлена только для главного бухгалтера, организациям рекомендуется применять акт приемки-передачи дел и для заместителя главного бухгалтера, а при большой численности бухгалтерии – от рядового бухгалтера «вышестоящему» бухгалтеру или вновь принятому работнику (форму акта можно разработать самостоятельно). https://belaudit.by/