...время - деньги...
ВЗАИМОПОМОЩЬ / Ответы (пользователь не идентифицирован)

ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
Войти >>
Зарегистрироваться >>
ДОСКА ПОЧЁТА
 
 
ПРИСЛАТЬ ЗАЯВКУ
 
 
РЕКЛАМА
 
 
НОВОСТИ
ПОИСК


РЕКЛАМА
наши условия >>
 
 

   
 
ВОПРОС:

 
Учетная политика 2025 29.01.2025 10:10:25
Может кто-то поделится разъяснением по учетной политике 2025?) Буду очень благодарна.
Беларусь
 
 
  << к списку вопросов

  ОТВЕТЫ:

 
"Анонимно" 29.01.2025 11:26:51
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С 2025 Г.

Н.П.ЛИРА,
специалист центра бухгалтерской аналитики
ООО «ЮрСпектр»

Актуально на 30.12.2024

С 2025 г. вносятся корректировки в некоторые НПА, затрагивающие бухгалтерский и налоговый учет организаций, что может послужить причиной для изменения учетной политики. Рассмотрим основные из них.

1. Возможность не начислять амортизацию по ОС и НМА, участвующим в предпринимательской деятельности

Постановлением N 991 организациям предоставлено право не начислять амортизацию по всем объектам основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА), участвующим в предпринимательской деятельности (п. 1 постановления N 991). Данное право предоставлено на 2024 и 2025 гг. Решение, по каким конкретно объектам амортизация не будет начисляться (по всем ОС и НМА или по отдельным видам), организации принимают самостоятельно. Следует отметить, что по объектам, которые в предпринимательской деятельности по тем или иным причинам не используются, приостановить начисление амортизации организация не вправе.
В положении об учетной политике на 2024 г. можно было закрепить решение о неначислении амортизации по используемым в предпринимательской деятельности ОС и НМА в 2024 г. (с 01.01.2024 по 31.12.2024) либо в 2024 - 2025 гг. (с 01.01.2024 по 31.12.2025). Если организация приняла решение не пользоваться правом, предоставленным постановлением N 991, такое решение не закреплялось в учетной политике.
Если организация закрепила в учетной политике на 2024 г., что она не начисляет амортизацию в течение 2024 - 2025 гг., и на 01.01.2025 г. не изменила своего решения, то корректировок в учетную политику на 2025 г. вносить не нужно. При необходимости можно внести изменения в перечень объектов ОС и НМА, в отношении которых такое решение принято.
Если организация прописала в учетной политике неначисление амортизации только в 2024 г., а затем было принято решение о продлении неначисления на 2025 г., она может при актуализации учетной политики на 2025 г. внести изменение и откорректировать период применения права, предоставленного постановлением N 991.
В случае если на 2024 г. организация не воспользовалась правом, предоставленным постановлением N 991, и приняла решение о его применении в 2025 г., ей нужно закрепить свое решение при актуализации учетной политики на 2025 г.

2. Амортизация по легковым автомобилям

С 01.01.2025 вступают в силу изменения в Инструкцию N 37/18/6, вносимые постановлением N 9/45/84 (п. 2 постановления N 9/45/84). Они касаются легковых автомобилей, относимых к специальным, а также используемых для услуг такси. Так, по ним запрещено применение инструментов ускоренной амортизации. Амортизацию нужно будет начислять исходя из срока полезного использования, равного нормативному сроку службы, линейным либо производительным способом. Данный запрет распространяется также на указанные легковые автомобили, являющиеся предметом лизинга.
Отметим, что запрет на применение инструментов ускоренной амортизации в отношении легковых автомобилей (в том числе специальных, а также используемых для услуг такси) вводился поэтапно:
- с 01.01.2023 были введены ограничения для легковых автомобилей, за исключением специальных, а также используемых для услуг такси (п. 1 и 3 постановления N 16/53/97);
- с 01.01.2025 ограничения вводятся в отношении легковых автомобилей, относимых к специальным, а также используемых для услуг такси.
Аналогичным образом вводились запреты на применение ускоренной амортизации в отношении легковых автомобилей (в том числе специальных, а также используемых для услуг такси), являющихся предметом лизинга.
Постановление N 16/53/97 (п. 2) содержало оговорку, исходя из которой организации в отношении легковых автомобилей, числящихся в составе ОС до 01.01.2023, вправе сохранить ранее установленный порядок начисления амортизации, в том числе с применением срока полезного использования, отличного от нормативного, и нелинейных методов. Постановление N 9/45/8 не отменяет указанную оговорку. По разъяснению Минэкономики, организации вправе оставить в учетной политике на 2025 г. применение прежнего порядка начисления амортизации по числящимся в составе ОС на 01.01.2023 легковым автомобилям, относимым к специальным, а также используемым для услуг такси, в том числе являющимся предметом лизинга.

Дополнительные материалы
С сайта Минэкономики. Амортизация легковых автомобилей с 1 января 2025 года

В отношении легковых автомобилей, относящихся к специальным, а также используемых для услуг такси, в том числе являющихся предметом лизинга, принятых к учету после 01.01.2023, начисление амортизации нужно производить исходя из срока полезного использования, равного нормативному, линейным или производительным способом. Возможность предусмотреть по ним в положении об учетной политике применение инструментов ускоренной амортизации законодательством не предусмотрена.

3. Порядок списания курсовых разниц, относимых на доходы (расходы) будущих периодов

Право учитывать образующиеся с 01.01.2020 по 31.12.2025 курсовые разницы сначала в доходах (расходах) будущих периодов, а затем списывать их в доходы (расходы) по финансовой деятельности предоставлено коммерческим организациям (за некоторым исключением) Указом N 430. При этом списание в доходы (расходы) по финансовой деятельности должно производиться ежемесячно в особом порядке:
- в первую очередь со счетов 97 «Расходы будущих периодов» и 98 «Доходы будущих периодов» списываются суммы, равные наименьшему из остатков по этим счетам;
- затем оставшиеся на этих счетах суммы списываются в размере, установленном руководителем организации, но не менее 1/36 оставшейся суммы.
На наш взгляд, реализовать требования Указа N 430 касательно установления размера подлежащей списанию суммы курсовых разниц, оставшихся на счете 97 или счете 98, можно одним из следующих способов:
способ 1. Оговорить в учетной политике, что размер подлежащей списанию оставшейся суммы курсовых разниц определяется руководителем ежемесячно. В этом случае в каждом месяце издается приказ руководителя с указанием в нем размера списываемых сумм курсовых разниц. Это может быть 1/36 либо 2/36 и т.д. оставшихся сумм курсовых разниц либо вся сумма остатка полностью;
способ 2. Прописать в учетной политике конкретный порядок определения размера подлежащей списанию оставшейся суммы курсовых разниц. Например, установить, что ежемесячно в доходы (расходы) по финансовой деятельности списывается 2/36 суммы курсовых разниц, оставшихся после списания наименьшего остатка. Если установлен такой порядок, его нужно придерживаться и в течение года изменить нельзя.
Учтенные на счете 97 (98) курсовые разницы нужно списать в расходы (доходы) по финансовой деятельности не позднее 31.12.2025 (п. 1 Указа N 430). На сегодняшний день в установленный Указом N 430 срок для списания курсовых разниц изменения не вносятся (не принят соответствующий изменяющий НПА). Соответственно, организации, выбравшие способ 1, будут вправе на основании приказа руководителя списать в декабре 2025 г. остатки курсовых разниц по счету 97 (98) в полной сумме.
Тем организациям, которые выбирают способ 2, можно рекомендовать закрепить в учетной политике на 2025 г. положение, которое позволит им списать в декабре 2025 г. весь остаток курсовых разниц на счете 97 (98). Например, предусмотреть, что ежемесячно в январе - ноябре 2025 г. остаток курсовых разниц на счете 97 (98) списывается в расходы (доходы) по финансовой деятельности в ра
Беларусь
"Анонимно" 29.01.2025 11:27:17
3. Порядок списания курсовых разниц, относимых на доходы (расходы) будущих периодов

Право учитывать образующиеся с 01.01.2020 по 31.12.2025 курсовые разницы сначала в доходах (расходах) будущих периодов, а затем списывать их в доходы (расходы) по финансовой деятельности предоставлено коммерческим организациям (за некоторым исключением) Указом N 430. При этом списание в доходы (расходы) по финансовой деятельности должно производиться ежемесячно в особом порядке:
- в первую очередь со счетов 97 «Расходы будущих периодов» и 98 «Доходы будущих периодов» списываются суммы, равные наименьшему из остатков по этим счетам;
- затем оставшиеся на этих счетах суммы списываются в размере, установленном руководителем организации, но не менее 1/36 оставшейся суммы.
На наш взгляд, реализовать требования Указа N 430 касательно установления размера подлежащей списанию суммы курсовых разниц, оставшихся на счете 97 или счете 98, можно одним из следующих способов:
способ 1. Оговорить в учетной политике, что размер подлежащей списанию оставшейся суммы курсовых разниц определяется руководителем ежемесячно. В этом случае в каждом месяце издается приказ руководителя с указанием в нем размера списываемых сумм курсовых разниц. Это может быть 1/36 либо 2/36 и т.д. оставшихся сумм курсовых разниц либо вся сумма остатка полностью;
способ 2. Прописать в учетной политике конкретный порядок определения размера подлежащей списанию оставшейся суммы курсовых разниц. Например, установить, что ежемесячно в доходы (расходы) по финансовой деятельности списывается 2/36 суммы курсовых разниц, оставшихся после списания наименьшего остатка. Если установлен такой порядок, его нужно придерживаться и в течение года изменить нельзя.
Учтенные на счете 97 (98) курсовые разницы нужно списать в расходы (доходы) по финансовой деятельности не позднее 31.12.2025 (п. 1 Указа N 430). На сегодняшний день в установленный Указом N 430 срок для списания курсовых разниц изменения не вносятся (не принят соответствующий изменяющий НПА). Соответственно, организации, выбравшие способ 1, будут вправе на основании приказа руководителя списать в декабре 2025 г. остатки курсовых разниц по счету 97 (98) в полной сумме.
Тем организациям, которые выбирают способ 2, можно рекомендовать закрепить в учетной политике на 2025 г. положение, которое позволит им списать в декабре 2025 г. весь остаток курсовых разниц на счете 97 (98). Например, предусмотреть, что ежемесячно в январе - ноябре 2025 г. остаток курсовых разниц на счете 97 (98) списывается в расходы (доходы) по финансовой деятельности в размере 2/36 оставшейся суммы, в декабре 2025 г. - в сумме остатка по счету 97 (98).

4. Определение дня отгрузки товаров при электронной дистанционной продаже товаров на основании посреднических договоров

До 2025 г. белорусские организации при электронной дистанционной продаже товаров на основании договора комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров для целей НДС определяли день отгрузки товаров в соответствии с п. 12 ст. 121 НК-2024. Так, днем отгрузки признавалась по выбору организации одна из двух дат:
- дата отгрузки товаров их собственником, правообладателем комиссионеру, поверенному или иному аналогичному лицу
- либо дата отгрузки товаров комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом покупателю с учетом положения п. 2 ст. 121 НК-2024.
Свой выбор нужно было закрепить в положении об учетной политике и не изменять в течение года.
С 2025 г. расширяется вариантность определения дня отгрузки товаров при электронной дистанционной торговле по перечисленным договорам (ч. 2 п. 12 ст. 121 НК-2025). Теперь организации могут выбирать из трех следующих дат:
- дата отгрузки товаров их собственником, правообладателем комиссионеру, поверенному или иному аналогичному лицу;
- либо дата отгрузки товаров комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом покупателю с учетом положения п. 2 ст. 121 НК-2025;
- либо дата доставки (реализации) товаров, отражаемая в отчете о продаже товаров и (или) детализации к такому отчету комиссионером, поверенным или аналогичным лицом, через электронную торговую площадку которых осуществляется электронная дистанционная продажа таких товаров.
Организация вправе на 2025 г. предусмотреть в учетной политике иную дату отгрузки товаров, чем та, которая была закреплена в учетной политике на 2024 г. В этом случае ей нужно внести изменения в положение об учетной политике. Выбранную дату нельзя изменять в течение 2025 г. (ч. 3 п. 12 ст. 121 НК-2025).
Отметим, что касательно определения дня отражения выручки от реализации товаров при электронной дистанционной продаже по посредническим договорам для налога на прибыль правила, действующие в 2024 г., не изменились. По-прежнему комитенты (доверители или иные аналогичные лица) выбирают одну из двух дат, на которую признают выручку от реализации товаров, и закрепляют ее в учетной политике (п. 10 ст. 168 НК-2025):
- дата отгрузки товаров их собственником, правообладателем комиссионеру, поверенному или иному аналогичному лицу либо
- дата отгрузки товаров комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом покупателю.
Беларусь
"Анонимно" 29.01.2025 11:27:39
5. Распределение налоговых вычетов НДС при осуществлении деятельности по коллективному управлению имущественными правами авторов или иных правообладателей

С 01.01.2025 не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, покрываемых у организации по коллективному управлению имущественными правами отчислениями, указанными в ч. 2 подп. 2.33 ст. 115 НК-2025, при осуществлении ею деятельности по коллективному управлению имущественными правами авторов или иных правообладателей (подп. 24.13 ст. 133 НК-2025).
Если приобретенные объекты использовались непосредственно для осуществления деятельности по коллективному управлению имущественными правами авторов или иных правообладателей, то суммы НДС, не принимаемые к вычету, определяются прямым счетом.
Приобретаемые объекты могут использоваться одновременно для осуществления деятельности по коллективному управлению имущественными правами авторов или иных правообладателей и для производства и (или) реализации объектов, обороты по реализации которых признаются объектом обложения НДС. В таком случае суммы НДС распределяются нарастающим итогом между видами деятельности пропорционально:
- выручке (доходу), полученной по соответствующей деятельности;
- иному критерию распределения.
При принятии решения о распределении налоговых вычетов по иному критерию в положении об учетной политике на 2025 г. нужно закрепить такой критерий.
Если организация выбирает распределение сумм НДС между видами деятельности пропорционально выручке (доходу), полученной по соответствующей деятельности, то в учетную политику соответствующую запись можно не вносить.

6. Сроки представления в налоговые органы изменений и (или) дополнений в положение об учетной политике

Для действующих в 2025 г. организаций сохраняется введенный в 2024 г. подход к представлению в налоговые органы положения об учетной политике. Само положение представлять не нужно. Подаются только изменения и (или) дополнения в положение об учетной политике.
С 2025 г. меняется срок передачи изменений и (или) дополнений в налоговые органы. Так, в случае внесения изменений и (или) дополнений в учетную политику организация представляет эти изменения и (или) дополнения не позднее 31 марта отчетного года (ч. 5 подп. 1.4.2 ст. 22 НК-2025).
При внесении изменений и (или) дополнений, обусловленных вступившими в силу с 1 марта по 31 декабря отчетного года изменениями законодательства или наступлением в этом периоде иных обстоятельств, такие изменения и (или) дополнения нужно представить в налоговый орган не позднее 30 календарных дней с даты их утверждения руководителем организации и (или) иным уполномоченным лицом (органом) (ч. 6 подп. 1.4.2 ст. 22 НК-2025).

Пример
Организация 30.12.2024 приказом руководителя утвердила изменения и дополнения в учетную политику. Они вступают в силу с 01.01.2025. Данные изменения и дополнения ей нужно представить в налоговый орган не позднее 31.03.2025.

Если организация не вносит изменения и (или) дополнения в ранее представленное в налоговый орган положение об учетной политике, то представлять еще раз положение не нужно.
Для вновь созданных в 2025 г. организаций срок представления в налоговый орган положения об учетной политике остался неизменным - не позднее 30 календарных дней с даты государственной регистрации (ч. 2 подп. 1.4.2 ст. 22 НК-2025).
Порядок и сроки представления учетной политики иными организациями, установленные подп. 1.4.2 ст. 22 НК-2025, по сравнению с 2024 г. не изменились.

Дополнительные материалы
Вопрос: Организация предполагает, что в течение 2025 г. ей потребуется вносить и утверждать дополнения в положение об учетной политике в связи с появлением новых видов активов, обязательств, хозяйственных операций, способы бухучета которых ранее не устанавливались. В какие сроки ей нужно будет представить эти дополнения в налоговые органы?
Вопрос: Организация с 01.01.2025 вносит изменения в учетную политику: корректирует отдельные способы ведения бухучета для повышения правдивости и достоверности содержащейся в отчетности информации. В какие сроки ей нужно представить эти изменения в налоговые органы?

Copyright: (C) ООО «ЮрСпектр», 2024
Исключительные имущественные права на данный
авторский материал принадлежат ООО «ЮрСпектр»
Беларусь
"Анонимно" 29.01.2025 11:47:10
Спасибо!
Беларусь
"Анонимно" 29.01.2025 18:12:03
https://ilex.by/uchetnaya-politika-organizatsii-i-izmeneniya-zakonodatelstva-s-2023-g/
Беларусь
"Анонимно" 29.01.2025 18:12:54
https://bii.by/docs/uchetnaya-politika-organizatsii-v-2025-godu-690728
Беларусь
"Анонимно" 29.01.2025 18:14:03
https://gb.by/category/tegi-obshchie/ucetnaya-politika-2025
Беларусь
"Анонимно" 29.01.2025 18:15:26
https://belaudit.by/ychetnaya-politika/
Беларусь
 
<< к списку вопросов

1-8 

 
 

 

© 2001 ЮКОЛА-ИНФОTM Рейтинг@Mail.ru