Возмещение командированному сотруднику расходов по выбору места в самолете признаются доходом для подоходного налога. А если эти расходы оплачивались напрямую с расчетного счета агенту-юрлицу, то в таком случае это все равно признается доходом для целей подоходного?
Вопрос: Организация приобрела через турфирму в компании «Белавиа» авиабилеты экономкласса для поездки своих работников в командировку. Турфирма предоставила электронные авиабилеты и отдельный документ об оплате предварительного выбора места на борту самолета. Можно ли расходы на оплату услуг по предварительному выбору места на борту самолета на основании подп. 1.1 ст. 171 НК учесть при исчислении налога на прибыль в составе расходов на проезд к месту командировки и обратно?
Ответ: При исчислении налога на прибыль расходы на оплату услуг по предварительному выбору места на борту самолета не учитываются.
Обоснование: Согласно подп. 1.1 ст. 171 НК при налогообложении прибыли учитываются расходы и компенсации при служебных командировках, возмещаемые в порядке и размерах, установленных Совмином.
Порядок возмещения расходов на проезд к месту командировки и обратно изложен в гл. 2 Положения N 176. Расходы на приобретение услуги по предварительному выбору места на борту самолета не поименованы в составе указанных в Положении N 176 расходов по проезду к месту командировки и обратно, а также не поименованы в числе иных видов расходов, указанных в п. 24, 25 Положения N 176, и поэтому, полагаем, не могут быть учтены в составе расходов на командировку.
Многие авиакомпании, в том числе «Белавиа», предоставляют пассажирам возможность выбора места на борту самолета в салоне экономкласса. Такая услуга предлагается за отдельную плату, не включенную в стоимость билета.
Справочно
С условиями предоставления компанией «Белавиа» услуги «Предварительный выбор места на борту» можно ознакомиться на сайте компании в разделе «Информация и услуги» / «Выбор места на борту».
По мнению автора, расходы организации на приобретение такой услуги не связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, поэтому не могут быть учтены при исчислении налога на прибыль (подп. 1.1, 1.22 ст. 173 НК).
С учетом изложенного, при предоставлении подтверждающих документов на суммы понесенных расходов по оплате выбора места в самолете (поезде, автобусе) в рамках служебной командировки, возмещенных работодателем работнику, независимо от их размера взносы в бюджет фонда не начисляются.