Здравствуйте. Извините что спрашиваю вопросы что тут уже были ,вроде читал но до конца то не уверен, нет опыта в понимании инструкций((. Подскажите правильно ли я понимаю- я ИП приобрел машину у юр.лица и по документам она полностью самортизипована. Я же могу брать в расходы амортизацию несмотря что она уже самортизипована отталкиваясь от суммы по договору что я оплатил?
АММОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ К амортизационным отчислениям от стоимости амортизируемого имущества (ОС и НА), используемого в предпринимательской деятельности, относятся суммы амортизационных отчислений по ОС и НА, произведенных в порядке, установленном законодательством (Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной Постановлением № 37/18/6).
Суммы амортизационных отчислений, исчисленные по ОС и НА, используемым как для личных нужд, так и для предпринимательской деятельности, учитываются в составе расходов пропорционально периоду использования ОС и НА (по автотранспортным средствам - пропорционально пробегу, непосредственно связанному с предпринимательской деятельностью) для извлечения дохода в отчетном периоде, в котором произведены такие расходы.
Например, ИП использует автомобиль в предпринимательской деятельности. Этот же автомобиль он использует и в личных целях. Амортизацию по авто включают в расходы при исчислении подоходного налога пропорционально пробегу, связанному с предпринимательской деятельностью. Так же распределяются расходы на содержание авто: топливо, ремонт, обслуживание и др.
ИП пишет решение о том, что автомобиль будет использоваться в предпринимательской деятельности
ПРИМЕР Решения об использовании имущества: Я, Иванов Иван Иванович, являясь индивидуальным предпринимателем (свидетельство №1000000, выдано 15.12.2017 Минским городским исполнительным комитетом), принял решение об использовании в предпринимательских целях транспортного средства (далее - ТС), принадлежащего мне на праве собственности как физическому лицу. Данные по ТС приведены ниже.
Наименование ТС________________ Номер VIN________________________ Дата приобретения, номер договора (иного документа) _____________________ Первоначальная стоимость ТС согласно документам на приобретение __________________________________________________.. ____________________ Стоимость имущества согласно оценке (в случае отсутствия документов на приобретение) __________________________________________________.. _________ Дата принятия решения ________________ Дата постановки на учет ТС в качестве объекта основных средств ________________________ ИП И.И. Иванов подпись, дата Далее ИП принимает автомобиль к учету и начисляет по нему амортизацию. Чтобы это сделать нужно определиться по какой стоимости его принимать. Есть два варианта: по стоимости, указанной в договоре о покупке авто. Второй вариант - это провести оценку рыночной стоимости (п. 24 Инструкции № 5). Сам ИП не вправе проводить такую оценку самостоятельно.
Нужно определить СПИ (срок полезного использования).
Его определяет амортизационная комиссия. В организации такая комиссия назначается приказом руководителя, а у ИП – решением ИП. Измеряется СПИ в годах. Чтобы определить СПИ, необходимо обратиться к Приложению к Постановлению № 161 и определить шифр основного средства. Каждому шифру соответствует СПИ в годах. В этом приложении указаны сроки для новых автомобилей.
Для легковых автомобилей есть несколько шифров. Разница в шифрах и срока по объему двигателя и назначения (общего назначения или такси). На автомобили среднего класса (с рабочим объемом двигателя от 1,8 до 3,5 л) общего назначения шифр 50420, СПИ на него установлен 8 лет. Далее есть коэффициенты, которые уменьшают или увеличивают СПИ от 0,5 до 1,5. Значит, на новый авто можно поставить СПИ от 4 лет до 12 лет.
Что делать, если автомобилю 10 лет? Т.е. он уже выработал СПИ (8 лет). ИП самостоятельно решает сколько поставить: от 12 до 1 года. Ниже 1 года установить СПИ нельзя!
Что делать, если автомобилю 5 лет? Можно посчитать СПИ: 8-5=3 года. Далее можно применить понижающий коэффициент 0,5: 3 х 0,5=1,5 лет. В соответствии с п. 18 Постановления № 37/18/6, СПИ можно еще уменьшить в 2 раза по б/у авто. Получаем 9 месяцев. НО по инструкции менее 1 года нельзя. Значит СПИ может поставить 1 год.
Далее вносим данные об авто в книгу учета основных средств (приложение № 3 Инструкции № 5).
Далее нужно рассчитать амортизацию. Амортизация - это процесс переноса по частям стоимости ОС и НА по мере их физического или морального износа на себестоимость производимой продукции. В нашем случае будем переносить часть стоимости авто в расходы.
Как рассчитать эту часть?
Амортизация=Стоимость авто/СПИ Например, стоимость авто 36000 руб. СПИ равен 3 года (36 месяцев). Амортизация в месяц равна: 36000/36=1000 руб. Эту сумму амортизации ИП возьмёт в расходы за каждый месяц.
Как быть, если на этом авто ИП ездит не только по работе, но и по личным делам?
Амортизация при этом учитывается в составе расходов пропорционально пробегу.
Для раздельного учета показателей пробега автомобиля ИП может использовать ПУД по самостоятельно разработанной форме: журнал, ведомость и пр., в котором на основании показателей спидометра будет отражаться общий километраж (пробег) совершаемых поездок и отдельно - пробег автомобиля при его использовании в предпринимательских целях.
Например, сумма амортизации в месяц равна 1000 руб. За январь пробег 300 км. Из них 200 км по работе (есть чем это подтвердить) и 100 км в личных целях. Значит, в расходах учитывается: 1000/300 км х 200км=666,67 руб.
Справочно: поступление, перемещение, выбытие и ликвидация ОС оформляются ПУД. ИП вправе самостоятельно разработать и утвердить для применения свою форму ПУД.
ИП принимает автомобиль к учету и начисляет по нему амортизацию. Чтобы это сделать нужно определиться по какой стоимости его принимать. Есть два варианта: по стоимости, указанной в договоре о покупке авто. Второй вариант - это провести оценку рыночной стоимости (п. 24 Инструкции № 5). Сам ИП не вправе проводить такую оценку самостоятельно.
Информация для ИП о включения в состав расходов амортизационных отчислений от стоимости основных средств Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в связи с поступающими запросами индивидуальных предпринимателей, касающимися включения в состав расходов амортизационных отчислений от стоимости основных средств, приобретенных ранее ими как физическими лицами, в том числе полученных в результате дарения, а также приобретенных (сооруженных) индивидуальными предпринимателями в период применения особых режимов налогообложения, сообщает.
Согласно п. 14 ст. 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) расходами индивидуальных предпринимателей признаются документально подтвержденные расходы, произведенные плательщиками и связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Таким образом, для того, чтобы учесть при налогообложении расходы, должны одновременно соблюдаться следующие условия: расходы должны быть подтверждены документами, расходы должны быть произведены плательщиком, расходы должны быть связаны с осуществлением предпринимательской деятельности плательщика. При несоблюдении одного из указанных условий индивидуальный предприниматель не вправе учесть расходы при определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц (далее – подоходный налог).
Одновременно в случаях, предусмотренных законодательством, индивидуальными предпринимателями может быть произведена дооценка (переоценка) стоимости приобретенных ими материальных ценностей(п.17ст.205НК).
Порядок учета индивидуальными предпринимателями основных средств, в том числе порядок определения их стоимости, определен в главе 3 Инструкции о порядке ведения учета доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 5 (далее – Инструкция).
Исходя из положений в п. 21 Инструкции основные средства, приобретенные, сооруженные и изготовленные плательщиком, принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая включает стоимость приобретения основных средств и все фактически произведенные плательщиком расходы, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств и доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель не вправе включить в состав расходов при определении налоговой базы подоходного налога амортизационные отчисления от стоимости имущества, стоимость которого сформирована без учета фактических расходов, и при отсутствии документов, подтверждающих эти расходы.
Согласно ч. 4 п. 24 Инструкции (в редакции до 13 апреля 2022 г.) индивидуальный предприниматель вправе данные о стоимости (цене), действующей на дату отражения в учете основных средств, принадлежащих плательщику как физическому лицу, подтвердить заключением об оценке (по рыночной стоимости), выданным оценщиком.
Вместе с тем, заключение об оценке (по рыночной стоимости) имущества, выданное оценщиком, имеющим свидетельство об аттестации оценщика на право проведения независимой оценки соответствующего вида объекта оценки, не подтверждает расходы плательщика на приобретение оцениваемого имущества. Соответственно, независимо от наличия такого заключения не включаются в состав расходов при определении налоговой базы подоходного налога амортизационные отчисления от стоимости приобретенного (сооруженного) имущества, расходы на приобретение (сооружение) которого не подтверждены документами.
Аналогично, независимо от наличия заключения об оценке имущества не включаются в состав расходов при определении налоговой базы подоходного налога амортизационные отчисления от стоимости имущества, приобретенного физическим лицом, в том числе полученного в результате дарения, и вовлеченного им в дальнейшем в предпринимательский оборот как индивидуальным предпринимателем, при отсутствии документов, подтверждающих произведенные физическим лицом расходы на приобретение (сооружение) этого имущества.
Источник: nalog.gov.by
Беларусь
"Анонимно"16.06.2023 9:30:36
вобщем у каждого следующего покупателя все начинается по-новой)