Веду учет в СТО авто. Коллеги,подскажите,начисляется ли налог с продаж -15%на используемые в процессе ремонта запчасти (согласно заказ-наряда)? Я считаю,что только на проданные запчасти надо начислять налог с продаж(без оказания услуг).По оказанным услугам по ремонту авто начислять только 5%-налог на услуги,соотв.налог на продажу здесь не нужен. Я права?
Наконец добралась до конца.ААА несгибаем и запутался когда на услугу выписывается ТН.Я например сделала очки защитные.Формирую цену производителя и т.д. Плачу 3%(от всей суммы).И отпускаю ее по ТН(ТТН) покупателю.Для покупателя это ТМЦ для продажи или собственного потребления, это уже его личное дело.Для вас-результат ВАШЕГО производства.Т.е.3% в налоговую.Uri молодец,стойко продержался.ААА не отзывается,вошел в шок.
Беларусь
Uri->LS14.09.2007 14:26:31
Нет, скорее всего не в шоке, т.к. проявил(а) непробиваемую уверенность в своей правоте. Я поражаюсь, как человек находит подтверждение своей точки зрения, там где этого нет и никогда не было. Это талант! :)
Беларусь
Кобруся14.09.2007 16:35:03
как то даже жалко такого животрепещущего топика стало , такого талантливого чела не стало))))
Беларусь
"Анонимно"16.09.2007 3:36:01
А теперь представьте ощущения дирика, у которого работает такой бух! Это, как исала в свое время ЕК про таких бухов (только тогда речь шла об аудиторах, но какая разница): «У меня - опыт работы! Я знаю - и точка!». А, оказывается, ничего не знает... И делает все неправильно...
Беларусь
"Анонимно"16.09.2007 12:06:43
http://www.gb.by/oc/vopros.php?last=1&PHPSESSID=11e4af1b37134b7b3b5789a9da1a7513&PHPSESSID=d7588c4c0dc6b25920ab8921c0fee51c ГБ вопрос-ответ Вопрос № 9156 (задан 29.08.2007). Рубрика «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ» Предприятие занимается ремонтом и техническим обслуживанием авторанспорта. Основная выручка поступает от юридических лиц.Согласно инструкции Минэкономики № 54 от 23.03.200г. о порядке формирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию атомобилей материалы для ремонта автомобиля включаются в тарифы по цене приобретения. Нужно ли на стимоть материалов накручивать 3%? Если нет, то как расчитывать сельхозналог? ОТВЕТ: В журнале «Вестник МНС РБ» появились разъяснения Главного управления методологии налогообложения организаций МНС РБ о том, что в ситуации, изложенной в вашем вопросе, исчислять единый платеж следует от полной выручки от реализации услуг, т.е. с учетом оплаченных заказчиком запасных частей. В предыдущие годы специалистами МНС РБ давались разъяснения, что налоговая база по оплаченным дополнительно к стоимости услуги запасным частям определяется как разница между ценой приобретения и ценой реализации. Вместе с тем нормы Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» по определению налоговой базы для единого платежа в данной ситуации по сравнению с предыдущими годами не изменилась. Согласно Инструкции о порядке формирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 24.03.2000 № 54: При формировании тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей рентабельность исчисляется как отношение прибыли к себестоимости обработки (без учета стоимости основных и вспомогательных материалов, агрегатов, узлов и деталей)(п.8). Тарифы на услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей формируются без учета стоимости основных материалов, агрегатов, узлов и деталей (п.9). Стоимость основных и вспомогательных материалов, агрегатов, узлов и деталей, используемых при оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, дополнительно оплачивается заказчиками (или включается в тарифы на оказываемые услуги) по ценам приобретения с добавлением фактических затрат по их приобретению. При использовании материалов, агрегатов, узлов и деталей импортного производства, закупленных по прямым контрактам с зарубежными поставщиками, стоимость материалов, агрегатов, узлов и деталей дополнительно оплачивается заказчиками (или включается в тарифы на оказываемые услуги) по ценам, определяемым в соответствии с подпунктом 2.13 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов (п.10). То есть Инструкция № 54 не предусматривает возможности увеличения стоимости запчастей на сумму единого платежа. И если при использовании запчастей, импортированных самой организацией, оказывающей услуги по ремонту, она может покрыть расходы на его уплату за счет соответствующего формирования цены на запчасти, то организации, приобретающие запчасти у импортеров, такой возможности не имеют. Поэтому реализация запчастей, использованных при ремонте, получается себе в убыток. К тому же стоимость запасных частей, использованных при ремонте, часто значительно выше стоимости ремонта непосредственно. Все это негативно сказывается на эффективности работы организаций. Вместе с тем, как вариант, можно рассматривать и раздельный учет отражения выручки от реализации непосредственно услуг и реализации запчастей. При приобретении запчастей, предназначенных для ремонта, указывается цель приобретения «Для собственного производства и потребления». Поэтому запчасти отражаются на счете 10 «Материалы». В соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89, доходы и расходы, связанные с продажей производственных запасов (а запчасти, предназначенные для ремонта, и являются производственными запасами) отражаются по счету 91 «Операционные доходы и расходы». Согласно п.5 ст.9 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» организации, кроме страховых организаций, не производят исчисление единого платежа в размере 3% от операционных доходов за исключением доходов от сдачи имущества в аренду (лизинг). Поэтому, если отражать доходы от оплаты стоимости запчастей, использованных для ремонта через счет 91, то будет отсутствовать объект для исчисления единого платежа. Однако МНС ставил вопрос о правомерности отражения реализации ТМЦ, носящей регулярный характер, по счету 91. Аналогичная ситуация существует не только при ремонте автомобилей, но и при оказании ряда других услуг. Сложившая ситуация не разрешена четко и однозначно уже годами. Поэтому от МНС РБ требуется проведение анализа действующих документов по ценообразованию на услуги и принятие единого решения по вопросу уплаты единого платежа в сложившейся ситуации. На вопрос ответил консультант Прохожая Валентина Александровна
Беларусь
"Анонимно"16.09.2007 12:39:46
2 Анонимно« 16.09.2007 3:36:01 А теперь представьте ощущения директора, у которого работает такой бух! И делает все неправильно...____ Никогда не делайте резких скоропалительных выводов о человеке. ААА дралась достойно (если Вы потрудились прочесть весь топик) с достойными же противниками. :) Обратите внимание на ответ Прохожей, впрочем, тоже только мнение, но в защиту доводов ААА или по крайней мере повод судить о неоднозначности ситуации : консультант Прохожая: В журнале «Вестник МНС РБ» появились разъяснения Главного управления методологии налогообложения организаций МНС РБ о ... В предыдущие годы специалистами МНС РБ даваЛИСЬ разъяснения, что налоговая база по оплаченным ДОПОЛНИТЕЛЬНО <вот и то самое словечко, против которого язвительно ополчились оппоненты ААА :) > к стоимости услуги запасным частям определяется как разница между ценой приобретения и ценой реализации. Вместе с тем нормы Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» по определению налоговой базы для единого платежа в данной ситуации по сравнению с предыдущими годами НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ. < а только изменились настроения разъяснителей и трактовка?.. :) > Сложившая ситуация НЕ РАЗРЕШЕНА ЧЕТКО и ОДНОЗYАЧНО УЖЕ ГОДАМИ. Поэтому от МНС РБ требуется проведение анализа действующих документов по ценообразованию на услуги и принятие единого решения по вопросу уплаты единого платежа в сложившейся ситуации. ___
Беларусь
-> "Анонимно" 16.09.2007 12:3917.09.2007 16:46:19
Читала с начала и до конца. Я «за» Uri и Юрия, а не за ААА. Т. к. у нас - аналогичный вид деятельности и то, что они говорили - верно (и так же трактуется и воспринимается контролирующими органами). А вот у ААА - все «плохо». Так что имею полное право говорить так, как считаю нужным...
Беларусь
Uri17.09.2007 17:10:36
«В предыдущие годы специалистами МНС РБ даваЛИСЬ разъяснения, что налоговая база по оплаченным ДОПОЛНИТЕЛЬНО », прросто эти специалисты осознали, что такой оплаты в природе не существует, а есть оплата за услугу либо отдельно оплата за услугу и оплата за материалы и в отношении между субъектами хозяйствования эти хозоперации оформляются разными первичными документами.
Беларусь
Юрий17.09.2007 17:51:11
В. Прохожая конечно умная женщина, но с чего она взяла, что при оказании услуг материалы продаются? Она написала: доходы и расходы, связанные с продажей производственных запасов (а запчасти, предназначенные для ремонта, и являются производственными запасами) отражаются по счету 91 «Операционные доходы и расходы».
Беларусь
Юрий17.09.2007 18:01:40
чего-то у меня этот топик аж перекосило на экране?
Беларусь
Uri17.09.2007 18:23:43
А это из-за ссылки. У меня его то же перекосило. :) Главное чтоб не перекосило директора СТО, когда узнает о размере санкций!
Беларусь
byx17.09.2007 19:41:43
Вопрос: Медицинское предприятие оказывает населению платные медицинские услуги. Тарифы на данные услуги формируются без учета стоимости используемых материалов в соответствии с Инструкцией о порядке формирования и применения тарифов на платные медицинские услуги, утвержденной Постановлением Минздрава РБ от 22.12.2003 г. N 51. Имеет ли право предприятие применять освобождение от налогообложения по дополнительно оплачиваемым заказчиком материалам, если организован раздельный учет выручки от реализации услуг и материалов?
Ответ: Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость регулируется Законом Республики Беларусь от 19.12.1991 г. N 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» (далее - Закон) и Инструкцией о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной Постановлением МНС РБ от 31.01.2004 г. N 16 (далее - Инструкция). Определение налоговой базы при реализации физическим лицам медицинских услуг в зависимости от того, включают тарифы на эти услуги стоимость используемых материалов или нет, производится на основании пункта 7 статьи 7 Закона и пункта 11 Инструкции, в соответствии с которыми налоговая база при реализации физическим лицам работ или услуг, цены (тарифы) на которые устанавливаются с включением в них стоимости используемых материалов и (или) запасных частей, определяется как оборот (без включения в него налога), полученный от реализации этих работ или услуг. При этом в стоимость работ и услуг используемые материалы и запасные части включаются по цене их приобретения (без учета налога, уплаченного при их приобретении), увеличенной на сумму торговой надбавки, устанавливаемой плательщиками, реализующими указанные работы или услуги. Налоговая база при реализации физическим лицам работ или услуг, цены (тарифы) на которые устанавливаются без включения в них стоимости используемых материалов и (или) запасных частей при условии, что эти материалы или запасные части оплачиваются покупателем работ или услуг отдельно, определяется как сумма стоимости выполненных работ (оказанных услуг) и разницы между ценой, по которой эти материалы и запасные части были реализованы покупателю работ (услуг), и ценой их приобретения с учетом налога. Стоимость отдельно оплачиваемых материалов включается в налоговую базу отдельно, по цене приобретения без налога. Особенностей определения налоговой базы по оказываемым услугам при использовании отдельно оплачиваемых материалов, освобождаемых от НДС, Законом не установлено. Следовательно, если формирование стоимости медицинской услуги будет производиться без учета стоимости используемых материалов, сумма торговой надбавки на материалы будет увеличивать стоимость услуги и подлежать обложению НДС. Также обложению НДС в общеустановленном порядке будет подлежать стоимость услуги и стоимость используемых материалов, не соответствующих критериям Закона и Указа Президента Республики Беларусь от 06.03.2005 г. N 118 (далее - Указ). По используемым при этом материалам, соответствующим критериям Закона и Указа, освобождение от НДС может быть применено в пределах цены их приобретения и при обеспечении отдельного учета доходов (оборота) по их реализации.
Материал подготовлен на основании разъяснений Министерства по налогам и сборам 24.07.2006
Беларусь
byx17.09.2007 19:42:40
Вопрос: ООО осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, которые принадлежат организациям и гражданам. Согласно Инструкции о налоге на услуги, утвержденной Решением Минского городского Совета депутатов от 31.12.2005 г. N 208, плательщиками налога являются организации, осуществляющие на территории города Минска операции по оказанию услуг, являющихся объектом налогообложения. Одним из объектов налогообложения являются операции по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств. При этом налоговая база определяется как выручка от реализации плательщиками услуг без включения в них налога на услуги. ООО оформляет услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей заказ-нарядами формы ЗН-1, утвержденными Приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.1999 г. N 267. Запасные части и материалы, использованные при ремонте автомобилей, отпускаются потребителю не по товарно-транспортным накладным, как при розничной или оптовой торговле, а включаются в заказ-наряд как часть услуги. 1) Включается ли в налогооблагаемую выручку стоимость использованных при ремонте запасных частей и материалов? 2) Имеются ли различия в определении налоговой базы при реализации услуг юридическим лицам и гражданам? Если имеются, то какие?
Ответ: Согласно пунктам 2 и 3 Инструкции о налоге на услуги, утвержденной Решением Минского городского Совета депутатов от 31.12.2005 г. N 208, плательщиками в бюджет города Минска налога на услуги в 2006 году являются организации, осуществляющие на территории города Минска операции по оказанию услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств. Подпунктом 2.9 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.04.1999 г. N 43 (с изменениями и дополнениями), установлено, что материалы, запасные части и фурнитура, используемые субъектами хозяйствования при оказании платных услуг населению и таких же услуг субъектам хозяйствования, включаются в цены (тарифы) на услуги или дополнительно оплачиваются населением и субъектами хозяйствования по ценам их приобретения с добавлением фактических затрат на их приобретение. Таким образом, налоговая база для исчисления налога на услугу определяется в зависимости от порядка формирования цен на оказанные услуги и условий заключения договоров. В случае, когда организация при оказании услуг населению формирует цену с включением стоимости запчастей, используемых при ремонте, налоговой базой для исчисления налога на услуги будет являться стоимость услуги с учетом стоимости запчастей. При оказании услуг населению и формировании цены услуги без включения в нее стоимости запасных частей и материалов, со стоимости реализуемых материалов, запасных частей следует производить исчисление и уплату налога с продаж. Организациям, сформировавшим цену на услуги по ремонту транспортных средств для юридических лиц без учета стоимости материалов и запчастей, исчисление налога на услугу следует производить только с цены услуги без включения стоимости запчастей, используемых при ремонте.
По материалам инспекции МНС по г. Минску 11.05.2006
Беларусь
byx17.09.2007 19:43:06
Вопрос: В каком порядке производится исчисление и уплата целевых сборов и республиканского единого платежа организацией, оказывающей услуги по ремонту погрузочно-разгрузочной техники?
Ответ: Статьями 11 и 24 Закона Республики Беларусь от 28.12.2002 г. N 170-З «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год» установлено, что плательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, уплачивают платежи в целевые бюджетные фонды от выручки, полученной от реализации товаров, работ, услуг (юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие торговую, заготовительную деятельность и деятельность по предоставлению услуг общественного питания, производят исчисление и уплату целевых сборов и республиканского единого платежа от валового дохода). Подпунктом 2.9 пункта 2 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного Постановлением Минэкономики РБ от 22.04.1999 г. N 43 (с изменениями и дополнениями), определено, что материалы, запасные части и фурнитура, используемые субъектами хозяйствования, оказывающими услуги населению и субъектам хозяйствования, включаются в цены (тарифы) на услуги или дополнительно оплачиваются населением и субъектами хозяйствования по ценам их приобретения с добавлением фактических затрат на их приобретение. При использовании основных материалов импортного производства, закупленных по прямым контрактам с зарубежными поставщиками, стоимость материалов включается в цену (тариф) на услуг по ценам, определяемым в соответствии с подпунктом 2.13 настоящего Положения. Организация оказывает услуги по ремонту погрузочно-разгрузочной техники. Тариф на услуги по ремонту установлен в расчете нормо-час без учета стоимости материалов, деталей, комплектующих и запчастей, которые реализуются отдельно. Исходя из вышеизложенного организация производит исчисление и уплату целевых сборов и республиканского единого платежа от выручки за оказанные услуги по ремонту и от валового дохода по реализованным отдельно комплектующим.
Главный государственный налоговый инспектор отдела методологии исчисления ресурсных платежей в целевые бюджетные фонды Министерства по налогам и сборам А.Н.ТРАШКОВА 30.04.2003
Беларусь
byx17.09.2007 19:44:19
Вопрос: Что является объектом налогообложения при исчислении отчислений и сборов в целевые бюджетные фонды для предприятий, оказывающих услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей в соответствии с действующими законодательными и нормативными правовыми актами?
Ответ: Организации, оказывающие услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, должны руководствоваться законодательными и нормативными правовыми актами, действующими в республике. Постановлением Минэкономики от 24.03.2000 г. N 54 утверждена Инструкция о порядке формирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, которая устанавливает единый порядок формирования и применения тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, и применяется организациями всех форм собственности (за исключением предприятий с иностранными инвестициями). Тарифы на услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей формируются в соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным Постановлением Минэкономики от 22.04.1999 г. N 43, на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налоговых и неналоговых платежей, прибыли, определяемой в соответствии с пунктом 8 настоящей Инструкции, а также с учетом особенностей, устанавливаемых настоящей Инструкцией. При формировании тарифов на услуги рентабельность исчисляется как отношение прибыли к себестоимости обработки (без учета стоимости основных и вспомогательных материалов, агрегатов, узлов и деталей). Уровень рентабельности не должен превышать 30 % - при формировании тарифов на услуги, оказываемые гражданам, и 40 % - при формировании тарифов на услуги, оказываемые юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Тарифы на услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей формируются без учета стоимости основных материалов, агрегатов, узлов и деталей. Стоимость основных и вспомогательных материалов, агрегатов, узлов и деталей, используемых при оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, дополнительно оплачивается заказчиками (или включается в тарифы на оказываемые услуги) по ценам приобретения с добавлением фактических затрат по их приобретению. При использовании материалов, агрегатов, узлов и деталей импортного производства, закупленных по прямым контрактам с зарубежными поставщиками, стоимость материалов, агрегатов, узлов и деталей дополнительно оплачивается заказчиками (или включается в тарифы на оказываемые услуги) по ценам, определяемым в соответствии с подпунктом 2.13 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов. Из вышеприведенных нормативных документов следует, что тарифы на услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, а также уровень рентабельности формируются без учета стоимости основных материалов, агрегатов, узлов и деталей. Стоимость основных и вспомогательных материалов, агрегатов, узлов и деталей, используемых при оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, дополнительно оплачивается заказчиками. Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей оформляется заказ-нарядом, форма которого утверждена Приказом Минфина от 30.09.1999 г. N 267. В разделе 1 заказ-наряда «Выполненные работы» указывается стоимость услуг. Стоимость дополнительно оплаченных заказчиком материалов и запасных частей отражается в разделе 2 заказ-наряда «Запасные части и материалы». Инструкцией о порядке исчисления и уплаты единым платежом отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчислений средств пользователями автомобильных дорог в дорожные фонды в 2001 году, утвержденной Постановлением ГНК и Минфина от 21.02.2001 г. N 14/16, и Инструкцией о порядке исчисления и сроках уплаты единым платежом целевых сборов на формирование местных целевых бюджетных фондов стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционных фондов и целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, в 2001 году, утвержденной Постановлением ГНК и Минфина от 21.02.2001 г. N 15/17, определено, что юридические лица, осуществляющие согласно их уставу и соответствующим лицензиям (по лицензируемым видам деятельности), наряду с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) снабженческо-сбытовую, заготовительную, торговую, торгово-закупочную и иную аналогичную деятельность, деятельность по предоставлению услуг общественного питания, производят исчисление и уплату отчислений и сборов в вышеуказанные целевые бюджетные фонды соответственно от выручки, валового дохода при условии их раздельного учета отдельно по каждому виду деятельности. При исчислении отчислений и сборов в целевые бюджетные фонды не учитывается выручка, отраженная в бухгалтерском учете организации на счете 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и счете 48 «Реализация прочих активов», при условии соблюдения действующих в 2001 году требований нормативных правовых актов по реализации прочих активов и их отражению в учете и отчетности. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению, введенными Коллегией Минфина 28.02.1992 г., на субсчете 10-5 «Запасные части» учитывается наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также автомобильных шин в запасе и обороте. Здесь же учитывается движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях предприятий, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах. Исходя из вышеизложенного реализация материалов и запасных частей, использованных при оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, отражается по кредиту счета 10 «Материалы» и дебету счета 48 «Реализация прочих активов». При этом материалы и запасные части, использованные при оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, реализуются дополнительно без наценки. Согласно названным документам счет 41 «Товары» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретаемых в качестве товаров для продажи, а также предметов проката. На промышленных и других производственных предприятиях счет 41 «Товары» применяется в случаях, когда какие-либо изделия, материалы, продукты приобретаются специально для продажи или когда стоимость готовых изделий, приобретаемых для комплектации на промышленных предприятиях, не включается в себестоимость выпускаемой продукции, а подлежит возмещению покупателями отдельно. В случае реализации основных и вспомогательных материалов, агрегатов, узлов и деталей, используемых при оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, через счет 41 «Товары» объектом для исчисления отчислений и сборов в целевые бюджетные фонды является валовой доход, который определяется в соответствии с Руководящим документом «Торговля, термины и определения», утвержденным Приказом Минторга от 14.12.1995 г. N 80, как сумма сумма торговых надбавок (скидок), наценок, по
Беларусь
byx17.09.2007 19:45:24
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ РЕМОНТЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Ситуация и связанные с ней вопросы Организация-заказчик обратилась за услугами по ремонту автомашины с заменой запасных частей. Запчасти принадлежат организации-исполнителю, осуществлявшей ремонт. На использованные при ремонте запчасти в адрес организации-заказчика выписана товарная накладная, а на стоимость услуг оформлен заказ-наряд. В заказе-наряде отражены лишь наименования замененных запчастей и их количество без указания стоимости. Запчасти как отдельные объекты организация-заказчик не получала, эти запчасти были использованы на месте организацией-исполнителем при выполнении ремонтных работ. В рассмотренной ситуации у субъектов хозяйствования возникают вопросы: 1. Правомерна ли выписка организацией-исполнителем товарной накладной в адрес заказчика на использованные при ремонте запасные части? 2. Как правильно отразить в бухгалтерском учете исполнителя передачу этих запчастей заказчику? 3. Как правильно отразить в бухгалтерском учете заказчика стоимость оказанных ему услуг, если в заказе-наряде стоимость использованных запчастей не указана? В предлагаемом материале постараемся ответить на них, для чего обратимся прежде всего к нормативным документам, регулирующим порядок ценообразования на услуги по ремонту автомобилей. Положения законодательства Согласно п.2.9 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Минэкономики РБ от 22.04.1999 № 43 (далее - Положение № 43), материалы, запасные части и фурнитура, используемые субъектами хозяйствования при оказании платных услуг населению и таких же услуг субъектам хозяйствования, включаются в цены (тарифы) на услуги или дополнительно оплачиваются населением и субъектами хозяйствования по ценам их приобретения с добавлением фактических затрат на их приобретение. При использовании основных материалов импортного производства, закупленных по прямым контрактам с зарубежными поставщиками, стоимость материалов включается в цену (тариф) на услугу по ценам, определяемым в соответствии с п.2.13 Положения № 43. Используемые при оказании услуг основные материалы собственного производства включаются в цену (тариф) услуги по отпускным ценам. При формировании цен (тарифов) на услуги рентабельность исчисляется как отношение прибыли к себестоимости обработки (без учета стоимости материалов). В соответствии с п.9 Инструкции о порядке формирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 24.03.2000 № 54 (далее - Инструкция № 54), тарифы на услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей формируются без учета стоимости основных материалов, агрегатов, узлов и деталей. Стоимость основных и вспомогательных материалов, агрегатов, узлов и деталей, используемых при оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, дополнительно оплачивается заказчиками (или включается в тарифы на оказываемые услуги) по ценам приобретения с добавлением фактических затрат по их приобретению. При использовании материалов, агрегатов, узлов и деталей импортного производства, закупленных по прямым контрактам с зарубежными поставщиками, стоимость материалов, агрегатов, узлов и деталей дополнительно оплачивается заказчиками (или включается в тарифы на оказываемые услуги) по ценам, определяемым в соответствии с п.2.13 Положения № 43 (п.10 Инструкции № 54). Последствия оформления накладных на запчасти, использованные при ремонте транспортных средств Рассмотрим, что влечет за собой оформление использованных при ремонте запчастей и деталей путем передачи их исполнителем заказчику по товарной накладной. Во-первых, запасные части и материалы заказчику в действительности не передаются, а используются исполнителем при ремонте. Во-вторых, если на запасные части выписать накладную, то заказчик должен эти запчасти в качестве давальческих материалов передать уже по своей накладной исполнителю для оказания последним услуг по ремонту автомобиля. Исполнитель услуг должен принять данные запчасти на учет на забалансовый счет 003 «Материалы, принятые в переработку» и отразить их в разделе 3 «Запасные части и материалы, принятые от заказчика» заказа-наряда формы ЗН-1. Кроме того, исполнитель должен представить заказчику документ, обосновывающий использование полученных им от заказчика давальческих запчастей с указанием их стоимости, так как заказчик на основании оформленной им накладной вправе списать запчасти лишь в дебет счета 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону», а для отнесения стоимости этих запчастей в дебет затратных счетов требуется документ, подтверждающий использование переданных исполнителю запчастей для выполнения ремонта автомобиля. Заказ-наряд формы ЗН-1 не может выступать в качестве такого документа, так как в разделе 3 «Запасные части и материалы, принятые от заказчика» заказа-наряда указывается только наименование и количество принятых от заказчика запчастей. Отсутствие стоимости не позволяет с уверенностью утверждать, что заказчик передал исполнителю именно те запчасти, которые ему отписал по накладной исполнитель, и что именно эти запчасти фактически использованы при ремонте. При большом ассортименте запчастей у заказчика, которые к тому же могут быть использованы им и при самостоятельном выполнении ремонта транспортных средств, вести учет без документа (акта) исполнителя, подтверждающего использование полученных от заказчика давальческих запчастей для выполнения ремонта, будет весьма сложно. Помимо этого, следует обратить внимание и на такой момент. Согласно подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 07.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» (далее - Указ № 117) в договорах купли-продажи (за исключением договоров розничной продажи товаров гражданам) в качестве существенного условия договора должна указываться цель (цели) приобретения товаров (для собственного производства и (или) потребления, вывоза из Республики Беларусь, оптовой и (или) розничной торговли, переработки на давальческих условиях, поставки для государственных нужд или по квотам, установленным Советом Министров РБ). Представляется, что в договорах на покупку запчастей, которые будут использоваться для ремонта, организация, осуществляющая ремонт, должна указать цель приобретения «для собственного производства». Материалы, запасные части, детали и узлы к автомобилям в этом случае должны быть отражены в бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (далее - Инструкция № 89), на счете 10 «Материалы». Вместе с тем, если эта передача заказчикам материалов (запасных частей) по накладным будет производиться исполнителем на постоянной основе, это вызовет правомерный вопрос о том, не является ли такая передача торговлей запчастями. Как следствие, встанет вопрос и о том, что цель приобретения в договорах купли-продажи запчастей указана неверно, и это может повлечь за собой меры ответственности (согласно подп.2.2 п.2 Указа № 117 нарушение установленного подп.1.1 п.1 этого Указа порядка оформления договора влечет наложение штрафа на продавца (поставщика) и (или) покупателя в размере 10% от суммы договора). В-третьих, если такая реализация запчастей осуществляется в адрес физического лица, то это уже расценивается как розничная торговля, осу
Беларусь
byx17.09.2007 19:47:30
осуществление которой возможно при наличии соответствующей лицензии. С учетом изложенных выше обстоятельств выписка исполнителем товарной накладной на использованные при выполнении ремонта автомобиля запчасти представляется нецелесообразной. Применение заказа-наряда формы ЗН-1 В целях обеспечения прав граждан на безопасные, качественные работы, услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств категории М1, а также соблюдения налогового законодательства принято постановление Совета Министров РБ от 09.08.1999 № 1238 «Об упорядочении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств». Во исполнение указанного постановления Правительства Минфин РБ приказом от 30.09.1999 № 267 утвердил бланк заказа-наряда формы ЗН-1. Согласно письму Минфина РБ от 26.07.2006 № 15-3/461 «О применении бланка заказа-наряда формы № ЗН-1» (далее - письмо № 15-3/461) бланк формы ЗН-1 обязателен к применению всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств независимо от их категорий. Формой бланка предусмотрено указание в нем использованных запасных частей и материалов, оплачиваемых заказчиком, как в количественном, так и в стоимостном выражении. Бланк формы ЗН-1 служит также основанием для принятия к вычету предъявленного исполнителем услуг НДС. Основанием тому служит Инструкция о порядке заполнения счета-фактуры по налогу на добавленную стоимость формы СФ-1, утвержденная постановлением Минфина РБ от 05.06.2003 № 91. Согласно п.3 названной Инструкции счета-фактуры плательщиками не составляются при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств с оформлением заказа-наряда формы ЗН-1 или талона формы Т-1. Вопросы лицензирования при оказании услуг по ремонту автомобилей Ремонт автомобилей согласно Декрету Президента РБ от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензируемым видом деятельности не является. Вместе с тем часто возникает вопрос, а следует ли организации, занимающейся ремонтом автомобилей, иметь лицензию на розничную торговлю, если запасные части оплачиваются физическими лицами дополнительно к стоимости услуги по ремонту. Техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств согласно Общегосударственному классификатору ОКРБ 015-97 «Услуги населению» относится к бытовым услугам (код 017 000). А в бытовом обслуживании практически всегда стоимость материалов и запчастей, использованных при ремонте изделий, оплачивается дополнительно к стоимости услуги, и при этом оплата материалов и запчастей не рассматривается как розничная торговля этими материалами и запчастями (лицензии на розничную торговлю в таком случае не требуется). Аналогичная ситуация с медицинскими услугами, где также использованные материалы не включаются в стоимость услуги, а оплачиваются дополнительно. Минздрав РБ официально ответил, что наличия лицензии на розничную торговлю в таком случае не требуется, поскольку материалы или медицинские изделия в чистом виде заказчику не передаются. В связи с изложенным видится вполне обоснованным то, что и при оплате физическими лицами стоимости использованных при ремонте автомобилей запчастей дополнительно к стоимости услуги (с отражением стоимости этих запчастей в заказе-наряде формы ЗН-1) лицензии на розничную торговлю не требуется. Иная ситуация возникает, если на использованные при ремонте запчасти выписывается товарная накладная. В товарной накладной перечисляются наименования запчастей, их количество и стоимость, а в строке «цель приобретения» указывается: «Для собственного потребления». Но из накладной не видно, что эти запчасти оплачены сверх стоимости услуги по ремонту автомобиля, а в связи с чем приобретение этих запчастей заказчиком может быть расценено в качестве самостоятельной операции по купле-продаже. В этом случае рассмотренная операция ничем не отличается от розничной торговли запчастями, и, следовательно, возникает необходимость наличия у исполнителя лицензии на розничную торговлю. Отражение в бухгалтерском учете затрат на ремонт автомобилей В соответствии с Инструкцией № 89 затраты по ремонту автомобилей отражаются в бухгалтерском учете исполнителя услуг следующим образом: Д-т 20 - К-т 02, 10, 70, 68, 69 и др. - формирование фактической себестоимости оказываемых услуг по ремонту (без учета стоимости использованных при этом запчастей); Д-т 50, 51, 62 - К-т 90-1 - отражение выручки от реализации услуг (с учетом стоимости дополнительно оплачиваемых заказчиком запчастей, использованных при ремонте); Д-т 90-2 - К-т 20 - списание фактической себестоимости реализованных услуг; Д-т 90-2 - К-т 10 - списание стоимости использованных при ремонте запасных частей; Д-т 90-3 - К-т 68-21 - исчисление НДС (примечание) по полученной выручке; Д-т 90-5 - К-т 68-22 - исчисление целевых платежей в размере 3% от стоимости оказанных услуг по ремонту автомобиля и от валового дохода по использованным при ремонте запчастям; Д-т 90-9 - К-т 99 - отражение финансового результата от реализации услуг по ремонту автомобиля и использованных при этом запасных частей и материалов. Что касается заказчика услуг, то здесь необходимо отметить следующее. В соответствии с подп.4-2.44 п.4 ст.3 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, включаются расходы на все виды ремонта основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности. При этом применительно к затратам на ремонт легковых автомобилей, используемых в качестве служебных, следует учитывать нормы постановления Совета Министров РБ от 03.05.1999 № 638 «О расходах на содержание служебного легкового автотранспорта» (далее - постановление № 638). В частности, постановлением № 638 закреплено, что в состав затрат, учитываемых при налогообложении, включаются затраты по содержанию только одной единицы легкового служебного транспорта. Согласно Разъяснению порядка включения в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат по специальным и служебным легковым автомобилям Минэкономики и Минфина РБ от 05.09.2001 № 13-13/4898/15-9/700 к расходам на содержание служебного легкового автотранспорта (кроме специального) в соответствии с постановлением № 638 относятся: стоимость горюче-смазочных материалов; расходы на проведение всех видов ремонта; расходы на проведение технического осмотра и технического обслуживания транспортного средства. 28.02.2007 г.
Валентина Прохожая, экономист
Беларусь
"Анонимно"17.09.2007 19:57:14
:))b титаническая битва, или битва титанов... :))
Беларусь
byx17.09.2007 20:06:37
стоимость работ 100 000 стоимость запчастей 5 000 000 Итого: 5 100 000 Единый 3% * 5 100 000 = 153 000 убыток 53 000 По сути хоз. операции - реализации нет, так как нет надбавки. «Материалы, включаются в цены (тарифы) на услуги и дополнительно оплачиваются населением и субъектами хозяйствования по ценам их приобретения с добавлением фактических затрат на их приобретение» единый не является затратами на приобретение, взять его сверх цены не получиться, значит за счет прибыли – а если её нет? А представьте ситуации на упращенке 10% с выручки , в том числе и с цены запчастей на которые надбавку нельзя сделать, и тариф увеличить на 10 %УСН нет основания, и выше прогнозного показателя инфляции поднять нельзя. На запросы , как платить 10 % с материалов себе в убыток ,ИМНС отвечает , что применение УСН – это право , а не обязанность плательщика. ААА - респект и уважуха, выдержать такой прессинг
Беларусь
Uri17.09.2007 22:54:20
byx, а сформируйте цену на услугу с использованием собственных материалов (услуга оказывается юрлицам)? 1. ... 2. ... 3. ... 4. материалы 5. % рентабельности 6. Сумма с (1 по 5)*3/97 - единый 7. сумма с 1 по 6 = ЦЕНА УСЛУГИ без НДС! -------------- Где УБЫТОК??? Просто надо цену правильно формировать!!! ============== Вот чтоб лишнего в цену не закладывать и ПРОДАЮТ материалы ОТДЕЛЬНО от услуги!!! Исключение ислелано ТОЛЬКО при оказании быт. услуг НАСЕЛЕНИЮ!!!